Большой Ефим и «кузькина мать»

«Троцкистский выродок, презренный двурушник, враг партии и завода». Так охарактеризовала в 1936 году газета «Пролетарий Осетии» в статье «Быть всегда настороженным» 16-го директора завода «Электроцинк» Ефима Павловича Славского. «Бдительный» автор, подписавшийся ничего не говорящей фамилией Кларин, не мог предположить тогда, что человек, в травле которого он с такой непримиримостью участвует, станет Большим Ефимом.

Заслуги этого легендарного человека перед страной были оценены десятью (10!) Орденами Ленина. Ефим Павлович Славский — трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трех Государственных премий СССР. Награжден многими другими орденами и медалями, в том числе иностранными.
Враг партии и завода
Посредственность сложно переносит талант другого человека. Возможно, нечто подобное произошло и с Ефимом Славским, когда он 1933 году попал на «Электроцинк». В его биографии до этой даты были: металлургический завод, рудник, гражданская война, конница Буденного. Закончил воевать осенью 1923 года комиссаром полка Отдельной Особой кавалерийской дивизии Первой Конной армии. Потом были среднее образование, Московский институт цветных металлов и золота, распределение на один из крупнейших заводов страны «Электроцинк». И самое главное — стремительная карьера.
Начал рядовым инженером, а к описываемому времени был уже начальником свинцового цеха. Плюс, дружбу водил с людьми неординарными, выпадавшими из картины мира «всегда настороженных». Пособничал «врагу партии», «махровому троцкисту» Мамсурову. Пособничество выражалось в совместной рыбалке двух приятных друг другу людей. И еще, вероятно, в том, что Славский «либеральничал», выручая деньгами врага партии.
В общем, «большевистская настороженность, широко развернувшаяся самокритика помогли разоблачить притаившихся в парторганизации завода троцкистских выродков, презренных двурушников, врагов партии и завода». Упомянутой статье предшествовали цеховые партсобрания, затем общезаводское, на котором «гнилых либералов» Славского, Кулиева, Сикоева, Оладко и других решено было исключить из партии.
Читая эти старые материалы, с ужасом думаешь о той легкости, с какой ставили «диагноз» любому, кто как-то выделялся из толпы «преданных партийцев» и как ничтожно мала была цена жизни человека в то время. Нашего героя отлучение от партии вело прямиком к расстрелу. Но, видимо, слово Семена Буденного, под командованием которого он воевал, стало в этой истории решающим — Ефима Павловича восстановили в партии, более того, он был назначен главным инженером завода «Электроцинк», а вскоре и его директором.
Большой Ефим
В 1940 году Ефим Павлович Славский, надо думать, с облегчением попрощался с городом Орджоникидзе и отправился в Запорожье, где возглавил Днепровский алюминиевый завод. За неделю до начала Великой Отечественной войны Ефим Павлович был утвержден заместителем наркома цветной металлургии, однако вступить в новую должность не успел. Славский вернулся в Запорожье, чтобы сдать дела новому директору, но ему пришлось уже под огнем противника организовывать эвакуацию завода на Урал. Первый орден Ленина Ефим Павлович получил именно за осуществление этого мероприятия.
В конце 1941-го он возглавил строительство, а затем работу Уральского алюминиевого завода (г. Каменск-Уральский), который в годы войны был единственным предприятием, дававшим стране алюминий. В 1945 году Ефим Павлович вместе с Наркоматом цветной металлургии переехал в Москву и стал заместителем наркома НКЦМ и одновременно начальником Главка алюминиево-магниевой и электродной промышленности.
Переворотом в судьбе этого талантливого человека стало участие в советском атомном проекте. Под руководством Ефима Павловича была разработана технология получения чистого графита для постройки первого атомного реактора, и именно Славскому было поручено строительство 1-го промышленного реактора для получения плутония. За непосредственное участие в разработке первого образца ядерного оружия в 1949 году Ефим Павлович был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
В 1962 году прошли испытания самой мощной в мире термоядерной бомбы, прозванной за рубежом с подачи Н.Хрущева «кузькиной матерью», которая продемонстрировала, что энергию одного ядерного боеприпаса можно наращивать до гигантских значений.
В Советском Союзе было не пятнадцать республик, а на одну больше. Шестнадцатой в шутку называли Министерство среднего машиностроения. Во главе этого «государства в государстве» с 1957-го по 1986 год стоял Ефим Славский. За глаза его любовно называли Большой Ефим. Почти 30 лет этот человек руководил советским атомным ведомством. Власть его была огромна — с ним считались даже высшие руководители СССР.
Министр-долгожитель ушел из жизни в ноябре 1991 года в возрасте почти 93 лет. На памятном вечере выступавшие даже не упомянули о том, что он был коммунистом — принадлежность к КПСС уже считалась неприличной. А вот Ефим Павлович всю жизнь очень гордился и дорожил этим званием.
Раиса Цаллагова
Материал подготовлен при участии ЦСРТ ОАО «Электроцинк»