По-мужски, по-осетински

Выходцу из бедной осетинской семьи Илье Хугаеву судьбой было уготовано непростое испытание. Возглавив «Электроцинк» в период Великой Отечественной войны, он не просто решал привычные производственные задачи — на кону стояло само существование завода.

С миссией спасти «Электроцинк» Илья Хугаев справился успешно. Именно при нем завод впервые был удостоен ордена Трудового Красного Знамени за образцовое выполнение заданий правительства по производству цветных металлов и помощь фронту.

Волевой и бескомпромиссный, благородный, внимательный к нуждам трудящихся — таким Илья Хугаев остался в памяти электроцинковцев. Талантливый хозяйственник и грамотный управленец — об этом свидетельствуют скупые строки документов.

Илья Хугаев воспитывался в многодетной семье в горном селении Южной Осетии Часавал. Его отец Соломон, человек жесткий, консервативный, своих сыновей воспитывал в строгости, с детства приучая к тяжелому физическому труду.

Илья, старший из сыновей, после смерти отца взвалил на свои плечи ответственность за семью. Сторониться трудностей было не в правилах молодого парня — в возрасте 17 лет Илья Хугаев устроился на «Электроцинк» рабочим дистилляционного цеха. А уже через три года стал бригадиром в цинковом цехе.

Накануне
Страна, едва оправившись после I Мировой, была накануне новой масштабной войны. Об этом вслух не говорили, но предчувствие большой трагедии витало в воздухе. На предприятиях СССР осваивались новые производства, работа по подготовке кадров шла в постоянном режиме. Вот и Хугаева с молодой семьей направили на учебу в Свердловск в Промакадемию. Там он проучился три года, но вскоре был отозван на свою малую родину. В 1934 году был пущен первый в стране цех по производству электролитного цинка. Возглавить важный участок было предложено именно молодому Хугаеву.

К этому моменту Илья Хугаев уже пользовался огромным авторитетом не только среди рабочих, но и у руководства республики. В конце 30-х годов его выдвигают кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР. В газете «Социалистическая Осетия» было опубликовано обращение трудового коллектива завода, где было сказано, что «за цинкача Илью Соломоновича Хугаева, нашего советского инженера-большевика, можно с гордостью, смело и уверенно отдавать свои голоса».

В 1940 году Хугаев был назначен директором завода. Накануне войны началось строительство важнейшего объекта — Цалыкского канала. Илья Соломонович возглавил строительство самого трудного участка. Ему пришлось совмещать труд директора, прораба и партийного деятеля одновременно. Успешное завершение строительства объекта ознаменовалось для Хугаева и важной личной наградой — орденом «Знак Почета» с формулировкой «…первым и досрочно закончил и сдал строительство своего участка».

Во всеоружии

С самого начала Великой Отечественной войны производственные участки завода были перестроены под нужды фронта. В частности, военное производство было развернуто в так называемом цехе №6. «Электроцинк» тогда производил тысячи тонн цинка и химических продуктов. Рабочие выходили на круглосуточную работу, ежедневно выполняя и перевыполняя норму.

Враг, приблизившись к Владикавказу, завод не бомбил. Хугаев прекрасно понимал — наносить удары по «Электроцинку» немцы не планируют. Фашисты хотели захватить предприятие, чтобы оно работало на нужды Вермахта. Осознавая это, на заводе при активном участии самого Ильи Соломоновича были развернуты широкомасштабные мероприятия по боевой подготовке рабочих. В одном из сентябрьских номеров «Социалистической Осетии» 1941 года была опубликована фотография, где Хугаев вместе с членом парткома осваивает пулемет. Таких репортажей с завода в рубрике «Фотофакт» в тот период было немало.

Параллельно директору завода нужно было решать важнейшие производственные задачи. В условиях войны Хугаев большое внимание уделял экономии, подняв при этом производительность труда. Сделать это, когда мужчины завода ушли на фронт, а на их место пришли женщины и дети, было очень непросто. Тем не менее, за первый год войны на «Электроцинке» было сэкономлено сырья на 291 тыс. рублей, топлива — на 204 тысяч, электроэнергии — на 1,5 млн рублей. Годовой план при этом в 1941 году был досрочно выполнен к 4 декабря. «Электроцинк» Указом Президиума Верховного Совета СССР был удостоен ордена Трудового Красного Знамени.

Однако вскоре стало понятно — враг идет на Северный Кавказ большими силами. Летом 1942 года принято решение эвакуировать завод в Усть-Каменогорск. Эвакуацией предприятия руководил лично Илья Хугаев. Электроцинковцы вновь показали себя с лучшей стороны — в Казахстане было создано, по сути, новое металлургическое предприятие. Для многих заводчан Усть-Каменогорск стал второй родиной.

Сделаю, выполню
Победы Красной Армии позволили к 1943 году заговорить о возвращении эвакуированной части завода во Владикавказ. Работа «Электроцинка» в Осетии была полностью восстановлена уже в сентябре. Более того, были усовершенствованы некоторые производственные участки. В обжиговом цехе открылось новое отделение классификации пульпы, в выщелачивательном — отделение вторичного фильтрования и сушки цинковых кеков. В электролитном цехе установили высокопроизводительную индукционную электропечь для переплавки катодного цинка.

Послевоенное восстановление предприятия требовало жестких мер от Ильи Соломоновича. За малейшую провинность, связанную с нарушением трудовой дисциплины, следовало немедленное наказание вплоть до народного суда. В период с 1943 по 1945 год сохранились образцы многочисленных приказов Хугаева о наказаниях за прогулы, опоздания.

В то же время с большим вниманием и заботой директор относился к нуждам рабочих. Стахановцам выдавалась одежда, передовикам — премии. Под личный контроль Хугаев взял судьбы рабочих, участников войны. Лица, получившие ранения во время боевых действий, находили в кабинете директора понимание и содействие. Об этом времени воспоминает ветеран «Электроцинка» Евдокия Иржаковская:

— Мне тогда было лет 11. Мой отец Сергей Петрович работал на заводе печевым. Потом ушел на фронт. Оттуда вернулся инвалидом: без одной руки, ослепший. Я для него стала поводырем. Часто мы приходили к Хугаеву. Он всегда с большим теплом принимал нас в своем кабинете. Чего бы отец ни попросил, всегда следовал ответ: «Все сделаю, все выполню». Необыкновенно обходительный и благородный человек. И меня обязательно спросит об успехах в школе, сладостями угостит.

Легенда

По окончании войны Илья Хугаев по состоянию здоровья покидает должность директора. Позже возвращается на завод уже заместителем директора по общим вопросам. На «Электроцинке» также трудился его сын Владимир, который, по воспоминаниям тех, кто с ним работал, был копией отца. Во всем. Видимо, трудолюбие и порядочность — в роду Хугаевых. Сам Илья Соломонович делал все для того, чтобы слава «Электроцинка» не стихала. Для этого использовал свои партийные возможности.

— Я тогда работал мастером в свинцовом производстве, — вспоминает председатель Совета ветеранов завода «Электроцинк» Ростислав Бадоев. — Для нас Хугаев был настоящей легендой. Позже, когда я с ним познакомился лично, понял, что он — настоящий осетин. Сдержанный, волевой, трудолюбивый. При этом — специалист высочайшего класса, знавший все участки производства до мелочей. Его выступления на цеховых собраниях мы слушали с большим интересом. Он любил завод, и завод платил ему взаимностью.

Вскоре Хугаеву предложили возглавить другое предприятие. Конечно, ему непросто далось решение оставить родной «Электроцинк». Но, понимая, что может принести пользу на новом месте, Илья Соломонович ушел с завода. «Без преувеличения, для заводчан это стало настоящей трагедией. Хугаев был символом нашего предприятия. Но там, на новом месте, Илья Соломонович был нужнее», — говорит Ростислав Темирович.

Но бывший директор никогда не забывал о родном предприятии. В рамках партийной работы всегда помогал «Электроцинку», принимал активнейшее участие в его судьбе. И так было всегда, пока был жив легендарный Хугаев.

Для осетинского мужчины одна из важнейших миссий в жизни — оправдать надежды отца. Сделать все возможное, чтобы не опозорить его имя и свой род. Илья Хугаев с этой нелегкой задачей справился, прославив и себя, и свою фамилию на весь Советский Союз.
Вячеслав ТАЙМАЗОВ