Деревянный континент Христофора

Подобно своему тезке Колумбу, открывшему Америку, 28-летний Христофор Саввиди на «Электроцинке» открыл для себя континент под названием «профессия». Ремесло модельщика по деревянным моделям для потомственного каменотеса, экс-таксиста и востребованного «шашлычника» стало миром новых знаний.

Семейная традиция
Это вовсе не означает, что Христофор никогда до этого не знал, что собой представляют сверлильный станок или, к примеру, пилорама. Физический труд с 14-ти лет стал для него привычным — помогал отцу и по хозяйству, и в работе. Профессия каменотеса в семье Саввиди потомственная, и она уже в юном возрасте начала приносить парню немалый доход.
Дед Христофора, в честь которого он и получил свое имя, в Осетии личность известная. Плоды его мастерства жители Владикавказа могу видеть и сегодня. Здания республиканского МВД и мэрии, имеющие мраморные каркасы, — это дело его золотых рук.
Так было заведено в семье Саввиди, что профессия каменотеса передавалась по мужской линии от поколения к поколению. Но по воле судьбы этой традиции суждено было прерваться.
Когда Христофору было 17 лет, с отцом приключилась беда — он попал в аварию. Травм, угрожающих жизни, к счастью, он не получил, но на долгое время потерял возможность трудиться. Мать в это время была в положении и тоже находилась дома.
Христофору не оставалось ничего другого, как взвалить на свои плечи ношу по обеспечению семьи. «Сначала я работал каменотесом вместо отца, но этих денег ни на что не хватало. Потом устроился в ресторан, жарил там шашлык. Еще долгое время работал таксистом», — вспоминает Христофор.
Подкопив денег, парень с отцом решили устроить дома ремонт. А хороший ремонт, как известно, стоит немалых денег и требует времени. Христофору пришлось уйти с работы и полностью погрузиться в обустройство своих жилищных условий.

Редкий кадр
По окончании ремонта встал вопрос о трудоустройстве. Прежней работой парню заниматься не хотелось — никаких перспектив она не сулила.
— И тогда я получил предложение от моего родственника Сергея Попова прийти к нему в литейный отдел ремонтно-механического цеха «Электроцинка». Он сказал, что здесь хорошая зарплата и есть перспектива для роста, — рассказывает Христофор.
Долгое время парень не мог определиться. Он привык получать ежедневный заработок, а жить от зарплаты до зарплаты на тот момент казалось ему чем-то нереальным.
Но начальник литейного отдела не сдавался и все же смог уговорить парня. Пройдя собеседование с руководством РМЦ, Христофор вдруг получил новое предложение. Оказалось, цех уже два месяца как без модельщика по деревянным моделям. Узнав об опыте работы парня, руководство цеха сразу же сообразило — попался редкий «кадр». На «Электроцинке» людей, умеющих хорошо трудиться, чуют за версту.
Так Христофор стал модельщиком деревянных моделей ремонтно-механического цеха. С чего начинать, если ты впервые сталкиваешься с профессией? Христофор начал с изучения вверенного ему хозяйства.
— Я «разгребал» две недели, — рассказывает заводчанин. — Вынес весь мусор, потом стал изучать имеющееся в модельном отделе оборудование.
Сверлильный и фуганочный станки вопросов не вызвали — с их работой Христофор был хорошо знаком с юности, а вот функционал фрезеровочной установки нужно было освоить.
— Я покопался в интернете. Поняв принцип работы фрезеровочного станка, взял брусок и стал вырезать формы. Потом задал на станке другие параметры и получил новую форму. В принципе, этого мне хватило, чтобы его освоить, — говорит Христофор.

Дело в лобзике
Только парень освоился на рабочем месте, как поступило первое, как говорит он сам, «серьезное» задание. Нужно было изготовить модель кокиля — разборной формы для литья. И это работа стала своего рода «медными трубами» на новом месте для парня.
Надо понимать, что модель кокиля имеет довольно сложную форму. Это не просто две дощечки, скрепленные друг с другом, а сложный, просчитанный до миллиметра механизм.
— На его изготовление я потратил три дня. Считаю, это много. Мне нужен был всего лишь лобзик, но его пришлось изготавливать вручную, то пилой, то стамесками, — вспоминает Христофор.
Тем не менее парень с поставленной задачей справился. И в цехе его работой были очень довольны. «Петли он на свое усмотрение сделал под более острым углом. Благодаря этому замыкание в кокиле получилось более плотным, что исключило вытекание металла. Думаю, эта модель нам прослужит еще долго», — хвалится Сергей Попов.

И в креативе тоже
— Я понял, что моя профессия требует от человека разных умений, — делится впечатлениями Христофор. — Надо быть точным, скрупулезным и иметь хорошее воображение. Скажу одно — любовь к урокам черчения в школе мне сейчас очень помогает.
Тонкости профессии Христофор постигает с большим интересом. Теперь он знает, что его работа во многом зависит от породы дерева. Сосна — более мягкая, с ней легче «справиться». Бук — плотный, но зато долговечный. Выбор в пользу той или иной породы парень делает в зависимости от поставленной перед ним задачи. А с ними Христофор привык справляться.
Сейчас заводчанин готовится к своему второму «серьезному» заданию. Совсем скоро он, вооружившись инструментами, начнет создавать деревянную модель изложниц. Строго по заданным параметрам, но, как это сложилось в случае с Христофором, не без личного креатива.
— Мне очень нравится моя новая профессия, — признается заводчанин. — Каждый раз, когда я начинаю новое дело, с нетерпением жду, какой в итоге получу результат. Профессия модельщика помогает мне развиваться — это то, к чему я так стремился полгода назад, когда только начал искать новую работу.

Вячеслав ТАЙМАЗОВ