Решение по инциденту должен принять президиум генсовета

Почему все меньше граждан считают партию власти реальной политической силой. В Госдуме, похоже, не собираются делать никаких оргвыводов в отношении Андрея Исаева после скандального инцидента с его участием на борту самолета Санкт-Петербург — Москва 8 октября. Сразу несколько народных избранников сказали, что наказывать Исаева нет оснований. 
Парламентарии, видимо, вполне удовлетворены тем, что он сложил с себя полномочия заместителя секретаря генсовета «Единой России». Спикер Госдумы Сергей Нарышкин, во всяком случае, назвал это решение коллеги «адекватным шагом»
Известно также, что Исаев взял на себя всю полноту ответственности за инцидент и принес извинения тем, кому доставил неудобства. При этом он подчеркивает, что дебош устроил его помощник. Приостанавливать свое членство в партии депутат не собирается, так же как не собирается оставлять и пост главы комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов. 
«Я не совершал ни административного правонарушения и ничего такого, что мне помешало бы остаться на этом посту», — приводит мнение Исаева Интерфакс. Тем не менее, по словам единоросса, окончательное решение по инциденту должен принять президиум генсовета, который «соберётся в ближайшее время». 
Впрочем, по мнению ряда экспертов, буйный помощник (к тому же, уже бывший) никак не испортит ни партийную, ни политическую карьеру Исаева. Чего, вероятно, нельзя сказать о партии, которой он оказал медвежью услугу. Авторитета в обществе этот скандал «Единой России» точно не добавит.
А авторитет этот и так катится вниз с гигантским ускорением. Согласно недавним исследованиям Левада-центра, число граждан, считающих «Единую Россию» реальной политической силой за последние два года снизилось с 74% до 34%. За тот же период с 17 до 47% выросло число россиян, считающих, что это не более, чем «марионеточная структура, управляемая из Кремля». С 40 до 52% выросло число тех, кто считает единороссов выразителями интересов олигархов и банкиров, а 39% уверенны в том, что это партия для чиновников. Только 3% респондентов верят, что партия защищает интересы обездоленных и беднейших слоев населения. 
Почему партия власти так стремительно теряет авторитет? 
«В нашей стране имиджи играют очень малую роль в принятии решений, в определении приоритетов политической деятельности, — считает заведующий отделом социологии Центра прикладных политических исследований «Индем», политолог Владимир Римский. — То есть, общественное мнение, влияние гражданского общества для нас очень малозначимо. И поэтому, собственно говоря, этот имидж формируется во многом внутренними взаимоотношениями, в данном случае членов «Единой России», друг к другу. Вот последний инцидент с Исаевым. Он заснят на видео. Есть много свидетельств. Тем не менее, партия будет сама разбираться, какой смысл всему этому надо придавать. А вот свидетельства граждан — участников этих событий — на самом деле партию не волнуют. И это главный, на мой взгляд, фактор падения доверия к этой партии, ее негативного имиджа. «ЕР» не волнует, что думают люди, что они видят, что они хотят, какие у них приоритеты. Для партии — это малозначимо. Иногда, в периоды выборов единороссы в популистской манере что-то предоставляют: какие-то льготы, какие-то преференции. Но большей частью партия живет отдельно от народа, своей жизнью.
«СП»: — Но законы-то пишут для народа…
— Да, но подавляющее большинство граждан нашей страны эти законы считают несправедливыми. Это показывают социологические исследования. Эти законы зачастую включают в себя разные запреты, увеличение штрафов, каких-то неудобств, ограничений в жизни людей. И при этом все хорошо понимают, что эти ограничения проблем-то не решают, потому что повседневная жизнь идет по-другому. У нас, к примеру, борьба с курением заключается в том, что всем просто запретили курить. Если закон исполнять, вообще нельзя курить в общественном месте. Где тогда можно? В квартире своей? А очень много людей говорят, что это вообще невозможно: там дети, некурящие родственники и т.д. Реально этот закон не исполняется, и люди не прекращают курить все равно. Потребление сигарет не снижается. Тогда в чем смысл закона? В том, чтобы просто показать, что мы боремся с курением.
«СП»: — Но закон еще не доведен до логического финала. Это произойдет, когда думцы определят размеры штрафных санкций, которые, видимо, будут суровыми… 
— Даже не сомневаюсь, что будут жесткие штрафы. И что, только поэтому можно считать, что партия серьезно занимается борьбой с курением? Я сам не курящий. Но мне не кажется, что там понимают важность проблемы. Почему? Потому что с таким большим процентом курильщиков как у нас, мы являемся страной отсталой. Это весь мир уже понимает, потому в развитых странах уровень курящих намного меньше. Они по-другому свое время тратят. И там модно о своем здоровье думать. Так вот этим надо заниматься. А мы видим, что партия занимается совершенно другим. Более того, даже когда появляются какие-то интересные инициативы, в том числе и инициативы граждан, она на это не реагирует абсолютно. Они гордятся тем, что побеждают на всех региональных выборах. Ну, это опять же такая внутренняя гордость партии. И чем они больше будут этим гордиться и дальше отходить от интересов обычных людей, живущих своей повседневной жизнью, тем будет хуже имидж партии власти. 
«СП»: — Но пока это именно партия власти…
— Тем не менее, все больше и больше людей, особенно тех, кого у нас называют «средний класс», начинают понимать, что и проблемы страны тоже «Единая Россия» решить не может. Сколько они говорили, сколько убеждали, что никакого кризиса нет. И вдруг в конце августа выясняется: у нас очень серьезный кризис в экономике, нам надо срочно уменьшать затраты государственного бюджета. А почему срочно? Почему нельзя было год назад предусмотреть, продумать как-то все…. Вот так у нас устроено госуправление. И партия «Единая Россия» утверждает, что она как раз является частью госуправления. Но на самом деле мы понимаем, что это не так. Что партия лишь выполняет распоряжения администрации президента и правительства, что, кстати, тоже негативно влияет на ее имидж. Но главное, партия совершенно не занимается решением стратегических проблем страны, хотя много об этом говорит. А такой разлад слов и дел как раз и приводит к снижению авторитета. Когда там, в самолете, тот же Исаев хотел куда-то пересадить своего помощника, ему ведь было совершенно все равно, как это выглядит со стороны, что думают окружающие. Он решил — он сделал. 
«СП»: — Но на последних выборах «Единая Россия» во многих регионах одержала убедительную явную победу. Как такое возможно при довольно низком ее авторитете в народе?
— Вообще говоря, это очень сложный феномен. Сами единороссы говорят: «Ну, как же? Если такая высокая поддержка на выборах, значит, все нормально, и мы являемся лидером российской политики, все граждане нам доверяют». Но кто в нашей стране верит, что выборы были честными? Подавляющее меньшинство в это верит. Это — первое. Второе — в системе, которая у нас сложилась сейчас, в общем-то, не очень рационально голосовать за оппозицию. 
«СП»: — Почему?
— Потому что, так или иначе, какие-то проблемы в повседневной жизни и в бизнесе у наших сограждан возникают. С кем их решать? С оппозицией, которую органы власти просто слушать не будут? Более рационально довериться какому-нибудь депутату, чтобы можно было к нему потом прийти с просьбой, сказать, мол, вот я за вас голосовал, помогите. И в принципе какие-то проблемы хотя бы в популистской мотивации депутаты решают. Вот и голосуют за «Единую Россию», потому что оппозиции тоже доверяют мало.
«СП»: — Видимо, это подкрепляется еще и тем, что «Единая Россия» — это, прежде всего, партия начальников и чиновников, …
— Да. Мы понимаем, что реальная власть у нас в стране у чиновников. У них же в руках то, что мы называем административным ресурсом. Если бы не было этой поддержки, результаты «Единой России» на выборах были бы намного ниже. Я бы не считал, что партия может как-то гордиться итогами региональных выборов. Она сама сделала так, что реальной конкуренции нет, что выборы определяются административным ресурсом, что в принципе на выборы ходит все меньше и меньше наших сограждан. Так что этот результат на выборах вряд ли можно считать таким, которому подавляющее большинство наших граждан доверяет. Он получился. Они сумели это сделать. Но доверие в обществе при этом утратили, и чем больше это будет продолжаться, тем меньше будет доверия. Вот это показывают соцопросы. 
Слоган «имидж — ничто», как нельзя лучше характеризует деятельность «Единой России», считает главный редактор Агентства политических новостей, публицист и общественный деятель Константин Крылов:
— Нужно понимать, что никакие инциденты типа единоросс что-то украл, или единоросс с кем-то подрался, на имидж партии не влияют никак — ни хорошо, ни плохо. Имидж этот партии, собственно, основан на чем? На негласном лозунге: стань единороссом и тогда у тебя появятся новые возможности. Кроме того, с тобой будут меньше связываться. Грубо говоря, единоросс — это человек, которому многое можно. И именно этот имидж партия поддерживала достаточно долго. Поэтому «Единая Россия» имеет репутацию, скажем так, партии, куда нужно вступать, если хочешь, чтобы тебе помогли по бизнесу или другие какие-то вопросы решить. Если и эту функцию партия потеряет, то она потеряет все. Поскольку ничего другого интересного и привлекательного в этой партии нет. А вот эпизоды, что какой-то единоросс, допустим, напился-подрался, и его «отмазали», ей только в плюс. 
«СП»: — Поясните… 
— Да, потому что люди подумают: «Да, ребята серьезные. Вот напился их парень, подрался, а они его не сдали, они ничего ему плохого не сделали, помогли даже вопрос решить». Вот другое дело: помогут ли, на самом деле? Это — вопрос. Ну, а простые люди, разумеется, как не любили всю эту шатию-братию, так и будут к ней также относиться.
«Свободная пресса»