«Мобильная грамотность» становится необходимой

«Отец, у меня проблемы, мне срочно нужны деньги, иначе у меня будут крупные неприятности с законом…»

Примерно такой текст услышал один владикавказский пенсионер, когда снял трубку своего домашнего телефона. Преклонный возраст, помехи связи, напористость звонившего, который требовал немедленно передать ему через знакомого крупную сумму денег, сработали на руку мошеннику.

Огорошенный неприятной новостью пожилой мужчина, быстро собрал все свои сбережения — 10 тысяч рублей и отдал незнакомцу, который уже через несколько минут стоял у двери в дом пенсионера. Курьер оказался таксистом. На всякий случай потерпевший приметил номер машины, которая якобы направилась на выручку к его сыну. Собственно, с самим сыном пенсионер сообразил созвониться только после того, как всё произошло.

Как и следовало ожидать, с мужчиной всё было в порядке, и никаких денег он у отца не просил. Следующий звонок пенсионер сделал уже по телефону «02», и оказался не первый в списке потерпевших. Буквально за несколько минут до него в дежурную часть ОВД обратился другой пожилой мужчина с той же историей. У второго пенсионера преступники обманом отобрали 50 тысяч рублей. Преступления оказались похожи, как две капли воды: странный тревожный звонок на домашний телефон — деньги — таксист.

Однако, оба потерпевших своевременно сообщили о преступлении и смогли запомнить приметы курьерского автомобиля мошенников, по которым сотрудники уголовного розыска быстро отыскали того самого таксиста, с большей частью похищенных денег. После выполнения формальных следственных процедур потерпевший — ветеран Великой Отечественной войны получит свои сбережения обратно.

По фактам совершения мошеннических действий следственным отделом ОВД возбуждены два уголовных дела по статье 159 УК РФ «Мошенничество». В рамках расследования будет дана правовая оценка действиям всех лиц, оказавшихся причастными к совершению этих преступлений.

По данным следствия телефонные номера, на которые поступают такие звонки, преступники подбирают случайно, и «работают» на удачу. Учитывая масштабы современной телефонизации населения, никто не застрахован от попадания в похожую ситуацию. Поэтому, будьте бдительны, не торопитесь верить незнакомцам, кем бы они не представлялись. Уточняйте, перезванивайте родным, и немедленно сообщайте в милицию о подобных фактах вымогательства.

Более 10 млн россиян стали жертвой мошеннических схем с применением сотовой связи, подсчитали в «Вымпелкоме». Исходя из того, что преступники обычно просят от 100 руб., можно предположить, что на своей деятельности они заработали не менее 1 млрд руб. Наказать преступников сейчас невозможно, отмечают эксперты. Усугубляет ситуацию еще и то, что сотовые операторы пока не спешат принимать кардинальные контрмеры, перекладывая всю ответственность на самих абонентов.

Компания «Вымпелком» (торговая марка «Билайн»), входящая в тройку крупнейших в РФ операторов сотовой связи, представила сегодня результаты маркетингового исследования о «мобильных» мошенничествах в России. По этим данным, на уловки жуликов поддались уже свыше 10 млн россиян.

Впрочем, эксперты считают эти данные заниженными. В действительности пострадавших больше, ведь многие из них по складу своей психологии скрывают, что стали жертвой обмана. В ходу у мобильных жуликов несколько схем. Наиболее популярные — sms-сообщения с просьбой перечислить на указанный телефон некоторую сумму денег для пополнения счета, «лжемобильные лотереи», которые якобы проводят радиостанции, телефонные звонки, совершаемые якобы от имени оператора связи. Сумма, с которой обычно просят расстаться, варьируется от 100 до 600 руб. Если перемножить эти цифры на 10 млн человек, которые, по данным «Вымпелкома», стали жертвами мобильных мошенников, то получится, что доходы жуликов составили не менее 1 млрд рублей.

Арсенал мобильных преступников постоянно пополняется. Одна из относительно новых схем — sms от имени оператора о переводе средств на ваш телефон. После этого следует звонок от человека, якобы по ошибке положившего на ваш счет деньги, с просьбой перечислить такую же сумму на «его» номер. Подвох же в том, что денег вам не переводили, а уведомление о пополнении счета — при ближайшем рассмотрении — оказывается фальшивкой.

Мошенники — неплохие психологи, их главная задача — не дать подумать, вынудить быстро купить карточки и перевести деньги. Чтобы «развести» «клиента», они используют имеющиеся в свободной продаже незаконные базы данных — налоговой инспекции, самих операторов, ГИБДД и пр. Доходит до того, что абонентам звонят с предложением откупиться за якобы задержанного правоохранительными органами родственника — имена при этом называются правильные. Суммы выкупа -100-500 тыс. руб.

Несмотря на масштаб проблемы, бороться с ней очень сложно. В законе есть «огромная дыра», из-за которой большинство используемых схем становятся уголовно не наказуемы. Ведь всегда можно сказать, что sms-сообщение с просьбой о деньгах отправлено по ошибке, а украденный телефон, с которого, как правило, совершается звонок, найден на улице.

По мнению эксперта, положить конец этому могли бы мобильные операторы, но они перекладывают всю ответственность на самих абонентов. Между тем методики борьбы с такого рода мошенничеством давно разработаны. В Великобритании, например, sms-центр, откуда ведется рассылка, блокируется, номер абонента и его данные заносятся в черный список, а деньги пострадавшему абоненту в некоторых случаях возвращаются.

Мошенники активно действуют как в сетях трех крупнейших российских операторов — МТС, «Вымпелком» (торговая марка «Билайн») и «Мегафон», так и в регионах. До последнего времени мобильные операторы закрывали глаза на просьбы проверить подозрительные звонки или sms. Бывали случаи, когда службы поддержки отказывались соединять со службой безопасности по этому поводу, советуя обратиться в милицию. В милиции же ограничиваются «спасибом», т.к. собрать доказательную базу при нынешних законах невозможно.

Впрочем, постепенно ситуация все-таки меняется. Так, «Вымпелком» сегодня объявил о программе «Мобильная грамотность», направленной на предупреждение своих клиентов о методах мошенничества. Произошло это после того, как дело получило широкую огласку: нечистые на руку дельцы начали просить деньги от имени популярных радиостанций, сообщая о якобы имевших место выигрышах, а радиостанции стали сообщать о таких случаях в прямом эфире.

ОсРадио, Алана Секинаева, Владикавказ