Какие молитвы угодны Богу?

Многотысячное население Осетинской слободки – старейшего во Владикавказе микрорайона – живет сейчас ожиданием большого события: в воскресенье, 27 августа, здесь состоится осетинский народный праздник – Хуыцауы дзуары бæрæгбон. Традиции, которой вот уже свыше ста лет, следуют местные жители. В минувшую пятницу старейшины слободки – члены совета «Стыр ныхаса» Иристонского муниципального округа, общественность, в том числе молодежь, обсуждали план проведения предстоящего мероприятия. Лейтмотивом общего собрания звучала мысль – празднование в святилище должно пройти достойно, скромно, без излишеств, так, как было завещано предками.

Святилище «Хуыцауы дзуар» на Осетинской слободке имеет под собой реальную и очень интересную историю. Связана она с именем Пипо Гурциева, жившего в этих местах во второй половине ХIХ века. За добрый, кроткий нрав его еще при жизни называли «посланцем Бога». В тяжелые для народа времена, когда свирепствовала эпидемия холеры, уносившая жизни тысячи детей и взрослых, этот человек, как никто другой, мог утешать убитых горем людей, вселять в них надежду. «Господи! Возьми мою жизнь, а взамен дай спасение моему народу!» – часто и страстно молился Пипо. На своем неторопливом коне он изъездил чуть ли не все села Осетии.
Однажды П. Гурциеву приснился сон, в котором его отец приказал ему на красивом предгорье посадить чинаровое дерево, построить небольшую часовню, вознести, как и полагается, молитвы Всевышнему. «После кувда ты умрешь, но и сила холеры умрет вместе с тобой», – сказал отец. Так и случилось. Пипо умер, и эпидемия вскоре отступила. Но часовня, построенная руками «посланца Божьего» на Осетинской слободке сохранилась. С тех пор местные жители ежегодно возносят здесь молитвы Богу.
На собрании председатель Иристонского совета «Стыр ныхаса» Фидар Езеев отметил, что праздник «Хуыцауы дзуар» для жителей слободки, да и всего Владикавказа имеет большое значение, ибо несет в себе огромную духовную, нравственную и объединяющую силу. Он приобщает людей к своим корням, напоминает о вечных человеческих ценностях: добре, любви, взаимопомощи. Вот почему праздник столь любим в народе и со временем не теряет своей актуальности.
Но время тем не менее наложило свой отпечаток. И в последние годы в святилища Осетии зачастую стали приходить не за очищением души и сердца, а чтобы просто провести время, повеселиться, расслабиться. В ход пошли крепкие спиртные напитки, недостойное поведение, вседозволенность – то, что категорически запрещалось при проведении подобных мероприятий.
Озаботились этим не только старейшины, но и молодежь. Отрадно, что лучшие представители молодого поколения сами проявляют стремление изменить ситуацию. И это наглядно продемонстрировали и молодые жители Осетинской слободки. В частности, Александр Байматов, Нодар Келехсаев и другие заявили, что готовы помочь старшим в наведении порядка в святилище. Всех, кто придет в следующее воскресенье в это место, они будут призывать к соблюдению ёгъдау.
Кстати, свод правил поведения на большом плакате планируется установить и у входа в святое место. Вот некоторые из них: нельзя здесь находиться в нетрезвом состоянии, употреблять крепкие спиртные напитки, сквернословить, мусорить, необходима и достойная форма одежды и т. д. Нужно сказать, что в этих правилах нет ничего невыполнимого. Может, прислушаемся и будем им беспрекословно следовать. Мудрые говорят: в таком случае обязательно произойдет соприкосновение с духовным и вечным. А в этом так нуждаются наши души…

Источник: Газета Северная Осетия, Т. ТАУТИЕВА.