Ко Дню славянской письменности во Владикавказе состоится научно-практическая конференция

23 мая 2012 года, ко Дню славянской письменности и культуры, в рамках празднования 1150-летия российской государственности состоится научно-практическая конференция «Православная Церковь в социально-культурных процессах России: история и современность».

Мероприятие организуется отделом религиозного образования и катехизации Владикавказской и Махачкалинской епархии совместно с Владикавказским православным духовным училищем.

Актуальность организации конференции вызвана новыми социально-культурными процессами, получившими свое развитие в последние несколько десятилетий. Прежде всего это связано с возрождением в стране религиозно-духовных ценностей, которые отвергались атеистической властью в годы правления коммунистического режима.

За эти годы полностью была вычеркнута из российской истории роль Православной Церкви в становлении и развитии российской государственности, которая уже насчитывает 1150 лет.

Православная Церковь с самого своего возникновения шла рука об руку с государством. Эта традиция началась еще в Византийский период «во времена Константина и матери его Елены уверовавшей прежде сына и наставившей его на правильный путь служения Богу посредством государства». Единство деятельности государственной власти и Церкви мы отчетливо прослеживаем в древнейшем памятнике древнерусской литературы «Слове о законе и благодати» первого русского митрополита Иллариона Киевского уже в XI веке, еще на заре становления российской государственности.

Велика была заслуга Православной Церкви в деле освобождения Руси от татаро-монгольского ига. Достаточно указать на деятельность Преподобного Сергия Радонежского, Вассиана Рыло и др. выдающихся деятелей русского Православия. Во время польской интервенции монастыри становились крепостями на пути неприятеля.

Не менее значительна роль Русской Православной Церкви в деле просвещения народов, входящих в состав России. Так, Стефан Пермский, живший в 1345-1396 гг., первый епископ Пермской епархии, создал письменность для народа коми. Первая осетинская печатная книга «Начальное учение человеком, хотящим учитися книг божественного писания» на осетинском языке появилась в 1798 г., написанная церковнославянскими (кириллическими) буквами.

Хорошо известно, что русская литература XIX века глубоко раскрывает «правду и глубину жизни», показывает «муки и страдальческую судьбу человека и народа», направлена на поиски всечеловеческого спасения. Ее основные мотивы были глубоко религиозными. «Такой религиозной и социальной взволнованности не знает европейская литература». Выдающиеся русские писатели Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский «прикасаются к тайне жизни и смерти» именно в контексте Православия. Однако в нашем недавнем прошлом эта тема была под запретом. Поэтому исследование Православных ценностей в русской литературе представляется чрезвычайно актуальным.

Невозможно переоценить роль Православной Церкви в духовно-нравственном становлении личности. Православная вера — это тот духовно-нравственный стержень, который предохраняет человека и от тлетворного влияния массовой культуры, и от тяжелых ударов судьбы, и от жизненных невзгод, и от любых искушений. К сожалению, за годы насильственной секуляризации мирян, воинствующего атеизма, этот стержень был утрачен. Сейчас встала задача его восстановления. Причем это прекрасно понимают как Церковь, так и власть.

Как пояснил руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации протоиерей Артемий Пономаренко, в рамках конференции особое внимание предполагается уделить истории, современному состоянию и перспективам просветительской деятельности Церкви и духовного образования на Северном Кавказе. Проповедь христианства достигла этой древней земли уже в первом веке от Рождества Христова, а на исходе первого тысячелетия Алания принимает христианство (в 2014 христианство отметит здесь свой 11-вековой юбилей). Сегодня, когда идет уже третье тысячелетие христианской эры, для нас особенно важно сохранить память о Тождестве Православия на горах Кавказа, о том, как осетины-аланы сохранили свою христианскую идентичность в период тяжелейших испытаний, последовавших после нашествия Тамерлана, о возрождении духовной жизни в XIX столетии и новых испытаниях, которые принес век двадцатый. Навеки вписаны в историю христианства на Кавказе имена выдающихся представителей церковной интеллигенции: переводчика, миссионера, «апостола Осетии» епископа Иосифа (Чепиговского), основоположника женского образования в Осетии протоиерея Алексия Колиева, историка и просветителя протоиерея Алексия Гатуева, просветителя и первого ректора Ардонской духовной семинарии архимандрита (впоследствии епископа Пермского) Иоанна (Алексеева) и других.
Казбек ГАЛАОВ, ОРТ, Владикавказ