Доклад руководителя грузинского НПО «Кавказский дом» Георгия Канашвили «Конфликты в Грузии: Текущие проблемы и способы решения»

Публикация была создана при финансовой поддержке «Фонда урегулирования конфликтов» Министерства иностранных дел Великобритании.

Введение
Много событий, происходящие в стране в течение последних лет имели прямое или косвенное воздействие на конфликты в Грузии. Кардинальных изменений не наблюдается как на международном, так и на нашем региональном уровне.
Никаких глубоких дискуссий вокруг этих событий не велось ни на государственном или на уровне экспертов, хотя их экзистенциальное значение для грузинской государственности вполне очевидно. Любые обсуждения вокруг темы часто политизированы до такой степени, что оставляет очень ограниченное пространство для беспристрастного анализа.
В данном документе приведен анализ международных и местных условий в целях разработки конкретных, новых и эффективных инструментов в отношении конфликтов в Грузии. Анализ подготовлен группой экспертов под эгидой Института по изучению национализма и конфликтов и «Кавказский дом».
Подходы ретранслирующиеся в документе рассматриваются в рамках необратимого процесса европейской интеграции, и, следовательно, ориентированы на свободу, гражданское равенство, безопасность, социально-экономическое и культурное развитие в интересах всех граждан, и на создание условий для интеграции в единое Европейское пространство.
Адресатами документа являются грузинское правительство, грузинское гражданское общество, и международное сообщество. Ожидается, что этот документ будет представлять интерес для экспертных кругов и широкой общественности, в том числе населения и политических элит в конфликтных регионах.
Целью документа является не просто предложить конкретные рекомендации для заинтересованных сторон, но, скорее, предложить новые подходы или привлечь внимание общественности, чтобы не упускать из виду вопросы, касающиеся урегулирования конфликтов, и инициировать профессиональные и общественные дискуссии вокруг таких вопросов.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФОН
События на Украине в 2014 открыли заново истинные причины российско-грузинской войны в августе 2008 года. Было подтверждено, что в обоих случаях (Молдова дело будет также рассматриваться в том же контексте) Россия, блокировала евроатлантические устремления стран, которые были относительно развиты в рамках программы «Восточное партнерство», и проводит возвращение этих стран в орбиту своей «сферы привилегированных интересов» и применила военную силу, чтобы добиться этого. Аннексия Крыма Российской Федерацией, и ее очевидную поддержку сепаратистов в Восточной Украине, породило масштабный военный конфликт в непосредственной близости к границам Европейского Союза и государств-членов НАТО. Это разрушило европейскую архитектуру безопасности, созданной после окончания «холодной войны» и поэтому укрепление ее основ стала главной заботой Запада. Эти события несколько затмили проблемы, связанные с конфликтными регионами в Грузии
Однако, в период после войны 2008 года произошло много важных изменений, происходящих в Грузии и ее сепаратистских регионах — Абхазии и Южной Осетии. Тбилиси, Сухуми и Цхинвали меняли правительства, которые в большей или меньшей степени повлияли на их политику. В прошлом году руководство было также изменено в Европейском Союзе — в том числе руководителей структурных подразделений, работающих на конфликты на Южном Кавказе, и на Восточное партнерство. В результате Российской оккупации Абхазии и Южной Осетии, и развертывание своих военных баз и пограничников, повышенная степень милитаризации этих регионов и, как следствие, угроза дестабилизации на Южном Кавказе. Так называемый процесс 'бордеризации', и дальнейшее ужесточение требований государства, уже строгого режима, за пересечение разделительных линий, резко ухудшили условия жизни пострадавшего в результате конфликта населения, ограничения некоторых их прав; в сепаратистских регионах, дискриминационная политика по признаку этнической принадлежности стали еще более заметными. В то же время, за последние годы число государств, признавших суверенитет Абхазии и Южной Осетии сократилось (с 6 до 4), а число подписанных соглашений «о союзничестве и стратегическом партнерстве», в то время как в случае Южной Осетии остался только «Альянс и интеграция». Такие инициативы исходящие из Москвы перемешивают очень разные эмоции в Сухуми и Цхинвали, и соответствующие тексты подвергались различной степени изменений в ходе их обзора и, несмотря на то, что содержание этих соглашений не создает никаких сомнений что Россия получила полный карт-бланш в обоих регионах, ясно также, что абхазы стараются сохранить хоть какие-то иллюзии суверенитета, хотя и ограниченных, а осетины видят свое будущее в объединении с Северной Осетией в составе Российской Федерации. Соответственно, если активная 'внешняя политика' наблюдается у Сухуми, в том числе осторожное желание разобраться с Европой (так, чтобы не слишком раздражать Россию), в случае с Цхинвали нет никаких признаков подобного интереса.
Примечательно, что к организации вышеупомянутых 'соглашений' (а не путем прямой аннексии, как это случилось в Крыму, которые приветствовали в Цхинвали,) Россия пытается создать впечатление, как будто она оставляет открытой дверь для сторон в конфликте, к диалогу и поиску взаимоприемлемых решений по спорным вопросам. По сути, это просто еще один инструмент в арсенале «мягкой силы» России: она хочет убедить грузинское общество в том, что Женевские переговоры, происходящие с международным участием безальтернативны и подталкивает Грузию добиваться воссоединения страны исключительно под эгидой России. Это будет означать, что в стоимость создания иллюзии урегулирования конфликтов Грузия должна стать неотъемлемой частью Российской сферы влияния, где все «решается», как хочет Москва.
В ином случае, Российской Федерации следовало бы реализовывать более конструктивный подход на Женевских переговорах, и способствовать нахождению общего языка между грузинами, абхазами и осетинами. Вместо этого, Грузия находится под постоянным давлением, чтобы заключить соглашения с Абхазией и Южной Осетией о неприменении силы, в то время как:
1. Грузия в одностороннем порядке приняла на себя подобные обязательства на президентском и парламентском уровнях;
2. Россия в свою очередь категорически отказывается от такого обязательства по отношению к Грузии;
3. Очевидно, что после признания Россией Абхазии и Южной Осетии в 2008 году, и заключая соглашение о «дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи», которая сейчас называется «Альянс» соглашение, Грузия не представляет никакой военной угрозы для какой-либо из этих лиц, в то время как Россия может легко использовать ее территорию как плацдарм для военных действий против Грузии, или для дестабилизации ситуации там.
Грузинские власти, похоже, хорошо осознали эти опасности, и не собираются превращать страну заложником неурегулированных конфликтов. Все же, новое правительство не представил каких-либо адекватной стратегии в ответ на старые и новые вызовы в области разрешения конфликтов. «Государственная стратегия в отношении оккупированных территорий», принятый в январе 2010 года, и последующий плана действий, одобренные в июле того же года, еще должны быть адаптированы, краткое содержание новой концепции, представленные в предвыборной программе коалиции «Грузинская мечта» (2012) не была развита далее; введения поправок в Закон «об оккупированных территориях» (принят 23 октября 2008), на основе рекомендаций Венецианской комиссии и Европейского Союза получил заглох после первых парламентских слушаниях (май 2013). Все это может удивить наблюдателя как довольно большое количество госорганов работают по проблемам конфликтов, вынужденных переселенцев, и населения, пострадавшее от конфликта (см. ниже). По сути, это перекрытие между учреждениями, работающими над теми же вопросами, что ведет к распылению усилий и существующей ситуации.
В дополнение к упомянутым выше обстоятельства (события в Украине, руководство ЕС), а также сопротивление со стороны России, и де-факто власти в Сухуми и, особенно, в Цхинвали, институциональная инерция грузинского правительства также способствовала ситуация, когда только первый компонент ЕС «непризнания и вовлечения политики» реализуется устойчиво и эффективно. Главное, именно этот компонент, который имеет наиболее критический потенциал, чтобы принести обществам Абхазии и Южной Осетии приобщение к европейским ценностям и образу жизни, заинтересовать их европейскими стандартами защиты малых Наций по правам меньшинств. Если в процессе Европеизации Грузии и интеграции в евро-Атлантическое пространство, Абхазия и Южной Осетия останутся в монополии России (нелиберальная) в условиях неизвестного будущего (в течение длительного времени), это лишь создаст дополнительные проблемы для достижений будущих стратегических целей взаимопонимания, укрепления доверия и примирения между общинами.
Непрерывные усилия западных институтов и местных организаций гражданского общества в направлении Европеизации грузинского общества должны принести положительные результаты продемонстрировать единодушное одобрение в парламенте Закона о борьбе с дискриминацией (2 мая 2014 года). Националистическая и милитаристская риторика сейчас не в состоянии получить любую существенную поддержку среди электората, в то время как интеграция в евро-Атлантические структуры, напротив, остается стабильно благоприятная со стороны грузинского населения. Мнение, что разрешение конфликта требует времени и усилий, а это возможно только мирными средствами должно укорениться в общественном сознании. Эти настроения противоположность тому, что наблюдается в Абхазии и Южной Осетии, где образ грузин как врагов продолжают культивировать, в то время как любая информация о событиях в Грузии-это как правило односторонняя (только отрицательная); Российская идеологическая и пропагандистская машина, поддерживая непревзойденный позиции в местном информационном пространстве, активно работает сознательно, чтобы дискредитировать западные либерально-демократические ценности.

УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ И ПОДДЕРЖКИ ДЛЯ ЗАТРОНУТЫХ КОНФЛИКТОМ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

Есть два государственных учреждения, которые повседневно работают конкретно с вопросами, связанными с конфликтами в Абхазии и Южной Осетии, вынужденных переселенцев и пострадавших от конфликта общин: канцелярия государственного министра по вопросам примирения и гражданского равенства; и Министерство внутренних перемещенных лиц с оккупированных территорий, расселению и беженцев. Тем не менее, каждый из существующих 19 министерств имеют дело с вышеуказанными вопросами. Указом № 257 от 4 октября 2013 года правительство учредило «временную Государственную комиссию по реагированию на нужды пострадавшего населения, проживающие в деревнях, граничащих с разделительной линии «, которая включает в себя один или несколько представителей от каждого Министерства (председатель — министр регионального развития и инфраструктуры, сопредседатель — Государственный министр по вопросам примирения и гражданского равенства).
Помимо центрального грузинского правительства, есть и другие акторы, которые также занимаются Абхазскими проблемами. Среди них:
Верховный Совет Автономной Республики Абхазия, в составе следующих комиссий:
Деоккупация, международных отношений, образования и культуры;
Правовые и процедурные вопросы;
Конституционных прав и прав человека;
Фискальные и отраслевые вопросы;

Правительство Автономной Республики Абхазия в том числе:
— Глава правительства
— Министр образования и культуры
— Министр финансов и экономики
— Министр здравоохранения и социальной защиты
— Министр по укреплению доверия и меры по примирению
— Заместитель начальника управления юстиции
— Начальник отдела сельского хозяйства, охраны окружающей среды и природных ресурсов Департамент
— Региональные представители правительства Автономной Республики Абхазия
В Южной Осетии Администрация рассматривает вопросы, касающиеся Южной Осетии/Цхинвальского региона со следующими областями:
— Образование
— Здравоохранения и социальной защиты
— Культуры и спорта
— Отношения с внутренне перемещенных лиц

Кроме того, муниципалитеты сел Курта и Эредви работают в Тбилиси, а муниципалитете Ахалгори находится в Церовани.
В грузинском парламенте работает временная Комиссия по вопросам восстановления территориальной целостности (создан 25 июня 2004, парламентский указ № 253-РС). Он призван координировать усилия, направленные на восстановление территориальной целостности Грузии и урегулирования конфликтов в Абхазии и Цхинвальском регионе, обеспечение парламентского контроля над таким усилиям, поддержке мирного процесса, и подготовки законопроектов и заключений, выработка рекомендаций и представлений.
Еще одним автономным учреждением, которое занимается защитой прав вынужденных переселенцев и пострадавших от конфликта общин офисе Народного Защитника.
Местные органы власти и структуры самоуправления также работают по вопросам, касающимся благосостояния внутренне перемещенных лиц и затронутых конфликтом групп населения, в разной степени, в частности в районах, расположенных вдоль разделительных линий.
Наконец, Совет национальной безопасности и Совет по государственной безопасности и управлению кризисами, также участвуют в соответствующей деятельности.
При таких условиях, когда так много различных агентств работают тесно по одним и тем же вопросам, дублируют функции, вяло принимаются решения, наблюдаются недостатки в планировании действий, в результате чего размытость институциональной ответственности неизбежна.
Информация и коммуникации. Коммуникация и информационная политика государства является одним из основных направлений деятельности, с помощью которого правительство устанавливает каналы двусторонней связи оба с общественностью внутри страны и с внешним миром. Эффективная коммуникационная политика в таких чувствительных областях, как разрешение конфликта (управления или преобразование), а проблемы пострадавшего от конфликта населения имеют острую значимость.
Ключевые задачи, связанные с конфликтом коммуникационной политики являются: повышение общественной осведомленности как среди населения страны — в том числе из конфликтных регионов, — а также внешней аудитории, путем предоставления достоверной и объективной информации, характеризующей государственную политику, а нейтрализовать потоки необъективной информации.
Если благоприятные условия создаются, средства массовой информации могут привести к наиболее эффективным переменам в наших обществах, нейтрализовать распространенные вредных привычек и развенчать стереотипы в стране и за ее пределами, предлагая адекватную интерпретацию фактов. Хорошо развивает стратегическое сотрудничество между гражданским обществом, государством и медиа-профессионалами, — это ключ к созданию более конструктивного отношения к политической концепции правительства, поощрению общественной дискуссии и повышению осведомленности общественности.
Гражданское общество. В настоящее время, гражданский дискурс в Грузии в отношении конфликтов в определенной степени в режиме ожидания, не закрывает глаза на проблемы или в ожидании инициативы от правительства, чтобы проявить себя. Тем не менее, многолетний опыт участия в различных диалоговых форматах, и аналитический потенциал, создает возможность для гражданского общества предложить неортодоксальные, смелые идеи, и предлагать новые инициативы, направленные на достижение стратегических целей.
Процесс урегулирования конфликта и примирения в качестве одной из основных составляющих этого процесса, требуют в качестве необходимого условия признания страхов, устремлений, целей и интересов другой стороны и понимание того, как другая сторона интерпретирует гарантии безопасности. Нужно понимать, что признавая существование различных стремлений и представлений не означает их принятие, но является предпосылкой для начала диалога между сторонами и сближению устремлений конфликтующих сторон.
Вопрос будущего правового статуса Абхазии и Южной Осетии представляет собой совершенно уникальный и особенный вызов. Разработка адекватной реакции путем разработки взаимоприемлемой модели требует определенного уровня взаимодействия между двумя сторонами.
Для того, чтобы создать почву для дальнейшего сотрудничества каждой стороне следует рассмотреть потребности заинтересованных друг друга, отразить и согласовать противоречивые мнения и требования, и все это делать сбалансированно.
Ни политика разрешения конфликтов ориентированная на примирение, и, ни возможные последствия реализации этой политики не будут устойчивым, если различные группы, представляющие обе стороны конфликта не будут вовлечены в процесс примирения конфликта и восстановления доверия в рамках «Мультитрековой дипломатии» (многоканальной дипломатии) или других процессов. Таким образом, выявление и использование миротворческого потенциала ВПЛ (внутренне-перемещенные лица) сообщества и усиление его влияния на формирование конфликтов, связанных с политикой, является критической (важной).
Это требует многослойной координации, эффективных и устойчивых коммуникативных механизмов для гражданского общества для эффективной реализации данного и других подходов. Следовательно, важно, чтобы субъекты гражданского общества действовали в рамках единого стратегического видения при сохранении гражданского диалога с конфликтующими сторонами в различных форматах, в то время как они не должны уклоняться от борьбы с властью и друг с другом, когда надо продолжать заниматься диалогом внутри Грузии.

 

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
ПРАВИТЕЛЬСТВУ ГРУЗИИ

Рекомендуется оптимизация и повышение эффективности работы в области урегулирования конфликтов, внутренних переселенцев и пострадавших от конфликта населения путем адекватного распределения и разделения, исключения дублирования функций между различными министерствами и учреждениями и повышения качества координации между ними. В этих целях рассмотреть возможность введения должности «государственного министра по урегулированию конфликтов и внутренних переселенцев » (условное название) в ранг вице-премьер-министра, с целью курировать целые сферы, связанные с этими вопросами.
Реализация этого предложения позволит объединить функции накопления и анализа всех данных, относящихся к конфликтам и проблемам, связанными с ними, постановка конкретных задач, распределение задач между другими учреждениями, обеспечивая высокую степень координации между учреждениями-исполнителями, полностью активируя необходимые системы направлений и отчетности (вот почему нужен ранг вице-премьера) в одном органе. Было бы также возможно создать, с канцелярией «министра по урегулированию конфликтов» и «проблемам внутренних переселенцев» — в структуре (подчинении) Вице-премьер-министра (условное название), постоянной институциональной структуры, которые работали бы с неправительственными организациями, подготавливали законодательные и другие инициативы, концепции и стратегии, проводили экспертизы соответствующих идей и предложений, доводили бы до сведения широкой общественности единой позиции и организовывали эффективную систему обратной связи, определяли стратегические приоритеты. Переселенцы и пострадавшие от конфликта население будет знать, к кому обратиться, чтобы решить свои проблемы. И для международных партнеров не менее важно знать, к кому обращаться при необходимости для получения исчерпывающей информации по любому интересующему вопросу. Фактически это будет продолжением подхода «одного окна» к той или иной сфере.
Предположительно, введение такой должности в правительстве потребует некоторых изменений в функциях отдельных органов и их реструктуризации, однако время и реальность требуют этого.
Правительство должно принять активную, долгосрочную коммуникативную и информационную стратегию с четко определенными целями и приоритетами государственной политики, а также на оказание влияния на аудиторию по каналам доведения информации в рамках демократического государства и свободы слова. Хотя некоторые необходимые каналы доведения информации нарушили свой функционал, и их нужно создавать заново. В первую очередь, это относится к необходимости для русскоязычных электронных СМИ. Такая необходимость признается во всех западных, а также в других демократических странах.
В нынешних условиях, когда Грузия подвергается информационному давлению, исходящей с севера, создание и эксплуатация русскоязычного теле-радио вещания является острой необходимостью. Такой канал будет в первую очередь направлен на нейтрализацию агрессивной Российской пропаганды, так как последняя создает серьезные угрозы грузинской государственности. Не менее важно создать альтернативный источник информации для жителей конфликтных регионов и русскоязычных зрителей в соседних странах (в том числе на российском Северном Кавказе), чтобы адекватно отражать жизнь в Грузии, затмить образ Грузии как врага и заменить на более позитивный и реалистичный образ. Соответствующие теле-и радиопрограммы должны быть подготовлены в соответствии высокими профессиональными и современными стандартами, быть эстетически привлекательными, легкодоступными, в том числе их онлайн-версии для интернета, и обладать эффективными средствами обратной связи от аудитории. В дополнение к функции адекватного отражения объективной реальности, стиль общения должен распространяться демократический, либеральный, отражать западные ценности, плюрализм и открытость в деликатной, но настойчивой манере. Тесное сотрудничество с западными СМИ необходимо для обмена информацией и программами, а также привлечения профессионального опыта и ноу-хау. Предоставление информации и учебных материалов, обучающих программ и пространство для диалога способствовало бы навыков практической работы с медиа-профессионалами. От подобного участия можно поучиться у опытных теоретиков СМИ и администраторы мероприятий.
Адаптации стратегических документов и повышения эффективности государственных программ. Для того, чтобы учесть новые реалии, правительство должно без промедления обновить и пересмотреть государственную стратегию в отношении оккупированных территорий и соответствующий План Действий, наряду с повышением эффективности соответствующих государственных программ, особенно в сферах здравоохранения и образования.
В целях привлечения жителей Абхазии и Южной Осетии в образовательное пространство и обеспечить им доступ к качественному образованию, возникает необходимость адаптировать существующие образовательные программы и разрабатывать специальные предложения, адаптированные к существующим потребностям. Важно также разработать правительству специальные мероприятия для студентов, проживающих в Абхазии и Южной Осетии, а также территории вдоль разделительной линии, чтобы включать их в международный обмен и специализированные (повторно)учебные программы.
о необходимо увеличение доступности программы здравоохранения и разработать гибкую систему, адаптированную к текущим и местным реалиям. В свете того факта, пересечение разделительных линий связан с трудностями, вместе с тем необходимо обеспечить, в рамках существующей государственной программы, полное покрытие медицинских расходов для всех групп жителей конфликтных регионов, а также предоставления услуг по временному размещению в случае необходимости. В то же время, важно, что внутренне перемещенные лица и люди, живущие вдоль разделительной линии имеют доступ к точно такой же сумме льгот из государственных программ в области здравоохранения и такого же качества услуг.
О правительство должно продолжать и активизировать свой диалог со своими международными партнерами, чтобы четко определить принципы «непризнания и политики вовлечения » для того, чтобы действовать на этом направлении совместно согласовав пути; это в свою очередь требует, чтобы правительство было готово к повторной интерпретации/дополнению этих принципов, в соответствии с новыми реалиями. В рамках этого процесса, важно продемонстрировать большую гибкость (в частности, касаемо терминологии и формулировок, и т. д.) в целях облегчения принятия таких инициатив населением в конфликтных регионах, в то время как принципы грузинского суверенитета полностью гарантированы.

Крайне важно активизировать сотрудничество с международными организациями в направлении повышения защиты прав и безопасности жителей Гальского и Ахалгорского районов, а также активизировать международное посредничество в установлении или поддержании прямого диалога с абхазской и осетинской элитами. Это необходимо для полной поддержки международных программ, направленных на социальное развитие конфликтных регионов, такие как различные формы технической помощи, реабилитация и реконструкция инфраструктуры, улучшение социальных условий, и в других смежных областях, с учетом государственных интересов и необходимостью обеспечить доступность таких программ для всего населения в конфликтных регионах, независимо от их этнической принадлежности.
Пострадавшее от конфликта населения, проживающий вдоль разделительных линий является предметом особых рисков. Это особенно актуально в случае населенных пунктов, расположенных вдоль разграничительной линии с Южной Осетией. Большинство проблем связано с вопросами безопасности и свободного передвижения в этих районах, а также тяжелыми социальными условиями и общей уязвимостью населения. Специальный план действий должен быть разработан в целях обеспечения эффективных и реалистичных механизмов добровольного участия граждан, проживающих на другой стороне разделительной линии. Любые решения, касающиеся пострадавшего от конфликта населения, проживающего вдоль разделительных полос, следует принимать во внимание согласно их конкретным потребностям, восприятию и отношению, которые весьма специфичны для соответствующих сообществ и зависят от сочетания различных факторов (например, предыдущего конфликта, связанных с опытом работы, местоположение, сумму ущерба, количество смешанных семей и др.). Важно разработать специальные планы развития таких территорий и их эффективной реализации, с предоставлением реальных механизмов добровольного и безопасного включения групп населения, проживающих на другой стороне разделительной линий.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

важно наладить координацию деятельности и систематический обмен информацией в части организации гражданского общества, работающих по вопросам урегулирования конфликтов и касающихся населения, пострадавшему от конфликтов; улучшению доступности и эффективного распространения документов, подготовленных ими, в том числе для международных негосударственных и неправительственных организаций.
Заинтересованные организации и специалисты должны совместно подготовить предложения по гармонизации «закона об оккупированных территориях» согласно рекомендациям Венецианской комиссии, в частности внести поправки в пункты, которые направлены против самого факта оккупации, а не против жителей оккупированных территорий, обеспечение реализации принципов свободы, безопасности, равенства, процветания и развития для населения.
В сотрудничестве с заинтересованными организациями и экспертами, подготовить альтернативные предложения относительно возможных форматов проездных документов для жителей конфликтных регионов, которые не будут противоречить политике Европейского «участия», и будут направлены для свободы передвижения и недопущению их изоляции от Западного мира. В то же время, необходимо начать широкую общественную дискуссию по двум выше предложенным пунктам, а также о возможном признании действительными на всей территории Грузии, документы, удостоверяющие личность, выданные де-факто властями Абхазии и Южной Осетии.
Критическое отношение со стороны некоторых групп касательно некоторых публикаций последних соглашений между РФ и Абхазией «о союзничестве и стратегическом партнерстве», а также между Российской Федерацией и Южной Осетией «о союзничестве и интеграции», выявленные в ходе дискуссий по этим соглашениям, создают определенные основы для грузинского гражданского и экспертного сообщества, разработать и предложить альтернативные подходы / концепции в контексте общего Европейского будущего и процесса Европеизации. Этот в частности относится к компонентам реального содержания европейского «взаимодействия», что открывает новые возможности на фоне включения Грузии в глубокую и всеобъемлющую зону свободной торговли (dcfta) и продолжающегося процесса либерализации визового режима.
Необходимо реалистично оценивать мирный потенциал ВПЛ, и активно использовать этот потенциал в различных форматах гражданской дипломатии, так чтобы вопросы насильственного перемещения не остались в стороне от каких-либо переговоров на повестке дня.
В ходе планирования программ и мероприятий, которые будут проводиться вдоль разделительных линий, необходимо учитывать особый настрой местного населения к вопросам, касающихся конфликтов, а также правильно анализировать их отношения и конкретные потребности, так чтобы результаты соответствующей деятельности не стали контрпродуктивными для людей по обе стороны разделительных линий.
Общественная дискуссия должна быть активирована по вопросам, касающихся благополучия внутренних переселенцев как одного из основных групп, затронутых конфликтом, и в частности по вопросу ответственности грузинского государства, а также о возможности и формате морального и материального вознаграждения (единовременного материального пособия) выданных ВПЛ в целях признания убытков, понесенных ими в прошлом, в соответствии с наилучшей международной практикой. Необходимо убедиться, что такая компенсация не будет восприниматься в качестве альтернативы права на возвращение (в прежние места жительства). В то же время и параллельно процессу выше, это то время, чтобы начать общественные дебаты о возможности признания ущерба, нанесенного в результате конфликта общин, проживающих в Абхазии и Южной Осетии, и о возможных формах выдачи ощутимой моральной и финансовой компенсации в соответствии с существующей международной практикой, выискивая адекватные способы предоставления таких компенсаций населению (закон О реституции?)
Инициировать общественные обсуждения, направленные на переосмысление и переоценку общей истории, независимо от того, кто, в каком объеме и когда совершил проступки и ошибки. Важно, чтобы этот процесс основывался на результатах и квалифицированных научных исследованиях и был направлен на поиск возможных путей, чтобы исправить прошлые ошибки и исключить возможность их совершения в будущем;
В абхазской и осетинской общинах культивируется страх возобновления военных действий со стороны грузинского государства. Таким образом, можно рассматривать в рамках гражданского формата возможность подготовки проекта соглашения о неприменении силы сторонами грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов, и обсудить условия заключения таких договоров с особыми условиями, которые будут реализованы под наблюдением и контролем международного сообщества.

РЕКОМЕНДАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОМУ СООБЩЕСТВУ

Необходимо, чтобы международное сообщество приложило больше усилий в направлении смягчения проблем общин, проживающих вдоль разделительных линий и предотвращению нарушений прав человека, и минимизации негативного влияния так называемой «бордеризации», в частности задержания лиц, обвиняемых по незаконному пересечению границы.
Важно, чтобы международное сообщество усилило поддержку двусторонних диалогов в разных форматах — гражданские, профессиональные, массовые и другие, а также поддержка инициирования и реализации новых, инновационных форматов и подходов. Не менее важно поддержать диалог формата трек 1,5, несмотря на трудности и отсутствие немедленных последствий, связанных с реализацией этих форматов, а также перспективы долгосрочного стратегического подхода имеют мало шансов, если там создаются каналы для диалога и возможности общения.