На каждого соперника нужно настраиваться по-особенному. — Мурат Гасиев

Мурат Гасиев — чемпион России по дзюдо, победитель международного турнира «Большой шлем», обладатель Кубка мира, бронзовый призер Гран-при в Тунисе, чемпион мира по самбо… Родился и вырос во Владикавказе.

— Мурат, кто тебя привел в секцию дзюдо?

— В детстве я был хорошим футболистом, и хотел связать свою судьбу именно с этим видом спорта, но отец сказал мне: «В футболе, если один человек подведет, то вся команда проиграет. А в дзюдо ты — личность. И все зависит от тебя. Так что займись именно этим видом спорта». Спортзал «Нарт» был расположен рядом с домом, к тому же моим соседом был всемирно известный дзюдоист Тамерлан Тменов. Благодаря этим маленьким нюансам я и пришел в секцию дзюдо будучи учеником третьего класса. Пришел, понравилось, остался. Моим тренером стал Алик Бекузаров и по сей день занимаюсь у него, а также у Казбека Цагараева.

— Ты помнишь свои первые соревнования?

— Во Владикавказе проходило первенство города, на котором я занял третье место. А на состоявшемся через месяц первенстве республики в весовой категории 36 кг я стал лучшим и принес домой первую медаль. А если в этом возрасте так хорошо получается, то почему бы не продолжить тренироваться? И тогда я решил, что должен стать чемпионом Мира и чемпионом Олимпийских игр. Но для того, чтобы достичь этих целей, нужно много пахать и идти к этой вершине. Я это понимал уже тогда, но помощь отца трудно переоценить. Он заставлял меня вставать в семь часов утра в жару, в дождь и в снег и оббегать по большому кругу находящиеся во дворе гаражи, причем нагрузка с каждым днем увеличивалась. А он сидел на подоконнике и после каждого круга в блокноте ставил галочку. И вот однажды я возвращаюсь с пробежки, захожу домой, а он меня встречает в прихожей и говорит: «Ты на один круг меньше пробежал». Я разворачиваюсь и иду исправлять «задолженность». Все соседи смеялись, подшучивали, говорили: «Оставь своего сына в покое». А сейчас их мнение поменялось: «Если бы не ты, сейчас бы побед не было».

— Расскажи подробнее о своей семье.

— Когда я, будучи еще маленьким, начал профессионально заниматься дзюдо, родители сделали все, чтобы я достиг чего-то в жизни. В период подготовки к соревнованиям спортсмену нужен особый рацион, и отец, следивший за моим питанием, приносил даже красную икру. Мои родители очень много в меня вложили, как в человека, как в спортсмена и за это я им очень благодарен.
7 ноября 2009 года я женился, и сейчас не отвлекаться на мелочные проблемы мне помогает супруга. 10 месяцев назад у нас родилась дочь.

— Будешь приобщать ребенка к спорту?

— Я очень люблю три вида спорта: дзюдо, футбол и теннис. Мечтаю, чтобы дочь профессионально занялась теннисом и выступала на соревнованиях самого высокого уровня, а я приходил на арену и гордился своим ребенком.

— Как ты готовишься к соревнованиям? Как настраиваешься на поединок?

— Все зависит от того, сколько времени остается до соревнований. На начальной стадии основное внимание — физической подготовке, а ближе к соревнованиям — отработке приемов и борьбе. Но всегда в обязательном порядке бегаю кроссы — два раза в неделю по 4-5 километров: на Сапицкой в гору забегаю, или в Фиагдоне. Утренняя зарядка тоже проходит на пересеченной местности — в дендрарии. А вечером официальная тренировка на ковре. Надо всегда быть в тонусе, даже если до ближайшего чемпионата еще очень много времени.
Упорные тренировки обеспечивают практически 70% успеха на соревнованиях, а остальное зависит от настроя. Хотя бывают и иные ситуации: ты можешь быть совсем не готов к выступлению, может, даже болеешь, но если у тебя есть настрой, то все невзгоды уходят на второй план, и ты побеждаешь. В то же время на каждого соперника нужно настраиваться по-особенному.

— Ты смотришь выступления своих соперников на соревнованиях и подбираешь под каждого свою тактику?

— Во время соревнований я стараюсь на соперников вообще не смотреть. За выступлениями наблюдают тренера, но неотъемлемой частью подготовки к любому чемпионату является изучение работы каждого спортсмена, выступающего в твоей весовой категории. Например, просмотр его выступлений в Интернете. Если ты профессиональный спортсмен, то должен вести дневник, в который записывается вся информация о сопернике. С маленьких лет к этому нужно приучать. Ты должен знать сильные и слабые стороны соперника. Под каждого можно подготовить один-два приема и они почти наверняка пройдут. Но бывает, он не так подвернулся, не так шагнул, и ты сделал совсем другой бросок. Это получается автоматически. Но у каждого спортсмена должен быть план на схватку. Только тогда возможен хороший результат. Конечно, должны быть еще и амбиции, должна быть цель, к которой идешь.

— Основная цель — Олимпиада?

— Чемпионат мира и Олимпийские игры.

— Ты планируешь поехать в Лондон, на летнюю Олимпиаду 2012 года?

— Если смотреть правде в глаза, то ближайшую я, по объективным причинам, пропускаю, а на следующую буду серьезно настраиваться, чтобы не просто поехать, а стать призером. Все для этого есть, все для этого делается. Есть люди, которые мне помогают, например, министр внутренних дел республики Артур Фарвазович Ахметханов, уделяющий огромное внимание развитию спорта в Северной Осетии. За это я, как и многие спортсмены, ему очень благодарен. Он пропагандирует разные виды спорта: и борьбу, и самбо, и дзюдо, и новый для республики вид — борьбу на поясах. С его приходом в республику единоборства получили импульс к развитию. Это человек слова. Артур Фарвазович устроил меня на работу — я стал сотрудником ОМОНа. Через год получил лейтенантские погоны — являюсь инструктором боевой и физической подготовки. Учу ребят тем нюансам борьбы, которые знаю и применяю сам.
Еще один человек, который для меня в жизни многое сделал — директор завода «Ариана — С» Чермен Мамиев. Это Человек с большой буквы.

— У тебя есть какие-то любимые приемы?

— После Олимпийских игр в Пекине в нашем виде спорта поменялись правила. Дело в том, что родоначальники дзюдо — японцы, борются классически: стойка выпрямленная, броски за ноги не используются. А представители всех кавказских республик России, а также стран Закавказья — Грузии, Азербайджана, да и турки — любители «проходить» в ноги. Соответственно японцы, проигрывающие на Олимпиадах, приложили максимум усилий, чтобы изменить ситуацию. И в 2009 году были утверждены новые правила, согласно которым после касания рукой ноги противника, судья снимает «нарушителя» со схватки. А моими коронными бросками были: «мельница», боковой переворот, выход за ногу! И у меня их отняли! Десять лет я этими бросками выигрывал, а сейчас в таком возрасте приходится переучиваться. Это нелегко. Раньше у меня результаты шли в гору, а потом скатились, пока не начал перестраиваться. На это ушел не день, и даже не месяц, а почти два года. Я поначалу на «автомате» проводил запрещенные приемы… Было обидно — готовишься к соревнованиям, приезжаешь за границу и раз — по инерции рука пошла … и ты проиграл. Но ничего, работаем, находим новые приемы, чтобы побеждать.

— А каков арсенал дзюдо? Есть из чего выбрать?

— Приемов может быть и немного, но один и тот же бросок можно сделать с разных захватов, в зависимости от того, как по отношению к тебе стоит соперник и поэтому может набраться тысяча бросков.

— Знаю, что у многих спортсменов есть приметы, которые они неукоснительно соблюдают…

— Да, и одна из них гласит: нельзя выходить на соревнования в новых вещах, они не приносят удачу. Я читал про трехкратного олимпийского чемпиона по вольной борьбе Бувайсара Сайтиева, который, выходя на ковер олимпийского Пекина надел абсолютно новые борцовки и — победил. Так что приметы, может, и существуют, но не везде, не всегда и не со всеми они работают. Во всяком случае, я в них не верю. Все от Бога. Я однажды на Чемпионате мира по самбо вышел с бородой и выиграл. Но это же не борода боролась. Это я боролся. Если тебе свыше не дано выиграть в этот день, ты не выиграешь никогда, как бы хорошо ты не подготовился к соревнованиям. Никто в жизни ни от чего не застрахован.

— Разница между дзюдо и самбо невелика, но все же почему ты перешел в другой вид спорта?

— Просто в жизни так сложились обстоятельства, что я в течение 2006 года выступал как самбист. Поехал на чемпионат России, и хотя никто от меня этого не ожидал — стал чемпионом. Подготовился к Чемпионату мира, проходившему в Москве, поехал и тоже победил. Потом выиграл Кубок России и Кубок мира.

— Хороший получился «заход» в самбо: выиграл, все что можно, и вернулся в дзюдо.

— Думаю, что я в самбо еще не все сказал. Рассчитываю вернуться. Поцарапаюсь еще! Ведь выиграв два раза Чемпионат мира, можно стать заслуженным мастером спорта по самбо. А что касается дзюдо, то в мужскую сборную страны я попал в 2008 году, став чемпионом России по этому виду борьбы. Первый раз я поехал на эти соревнования, проходившие в Волгограде, и, выступив в весовой категории 90 кг, победил. Я ехал туда только за золотой медалью. Когда был еще ребенком, считал: победить на соревнованиях среди юношей — хорошо, среди молодежи — еще лучше. Но я всю жизнь готовил себя к выступлению на более высоком уровне — в категории взрослых. Молодежные и юношеские результаты забываются. Кто сейчас вспомнит, что я выиграл чемпионат Европы «по молодежи»? Выиграл чемпионат Мира? Люди тебя узнают, только когда ты выступаешь на «взрослых» чемпионатах.
Попав в сборную, начал выезжать на Кубки мира, на международные турниры. Первое выступление на Кубке мира в Венгрии стало сразу удачным — я завоевал бронзу. Это было в 2009 году. Потом был чемпионат России среди спортсменов до 23 лет, проходивший в Осетии. Выступил успешно — стал чемпионом. Через две недели у меня был очень серьезный старт в Москве — турнир из категории Большого шлема. В год бывает четыре подобных турнира. По сути — это неофициальные Чемпионаты мира, куда съезжаются спортсмены из разных стран и «выясняют отношения». Там я стал третьим. За выход в финал проиграл японцу — призеру Чемпионата мира и Олимпийских игр. Потихоньку-потихоньку я вошел в колею, стал опытнее и мудрее. Начал выигрывать. На турнире категории «А» — Суперкубке мира, я стал чемпионом. Где-то был третьим, где-то вторым. Вот так постепенно проходил мой переход из молодежных во взрослые соревнования. В течение года появилась уверенность и все нюансы для дальнейших выступлений.

— «Твоя» весовая категория — до 90 кг. Не планируешь перейти в другую?

— Я четыре года соревнуюсь в категории до 90 кг и за это время узнал всех своих соперников, набрался опыта и готов выступать на очень высоком уровне. Так что переходить никуда не собираюсь.

— А приходится перед соревнованиями сгонять вес?

— Я особо не запускаю, а согнать три-четыре килограмма — это небольшая проблема. Рацион питания чуть ограничиваешь, надеваешь под кимоно футболку и интенсивность тренировок повышаешь. Вот и весь секрет.

— Когда будут ближайшие соревнования, на которых ты собираешься выступать?

— В конце года пройдут два турнира — Большой шлем в Японии и Гран-при в Корее. Я вскоре поеду на сборы в Адлер и с тренером сборной окончательно решим, какой турнир мне дадут.

— А почему приходится выбирать? Они будут проходить практически одновременно?

— Между ними неделя и спортсмену за столь маленький срок трудно восстановиться. Ну а во-вторых, конкуренция в России среди дзюдоистов большая, и каждому нужно давать возможность выступать на соревнованиях.

— Большой шлем проводится четыре раза в год. В каких странах?

— Первый турнир из этой серии бывает в феврале в Париже, второй в Москве в мае, в июле — в Рио-де-Жанейро и в конце года — в Токио. Гран-при и Кубки мира — соревнования тоже высокого класса, но их категория чуть пониже. Победа на Большом шлеме дает 300 очков, Гран-при — 200, Кубок мира — 100. Очки набираешь в течение трех лет для того, чтобы попасть в «обойму» Олимпийских игр. Только войдя в двадцатку сильнейших, ты выступишь на этих соревнованиях самого высокого уровня. А у нас в стране конкуренция очень большая во всех весовых категориях, в том числе и в моей. Когда Олимпиада заканчивается — все очки «сгорают» и начинается их новый набор. Вот недавно я боролся в Азербайджане на Кубке мира, но какое место в рейтинге занимаю после турнира, пока не знаю, тем более, что через неделю после этого прошел турнир в Турции.

— Сколько соревнований у тебя бывает в течение года?

— От 8 до 15. Но я же еще люблю принять участие в состязаниях в абсолютной весовой категории. Получается, сегодня боролся в своем весе, а на следующий день — в «абсолютке».

— А трудно бороться со спортсменами, которые тяжелее?

— Попадаются тяжеловесы до 120 кг. Но у меня есть тактика борьбы с ними. Они менее подвижные, менее выносливые и за счет собственной скорости, техники и выносливости у меня периодически получается их выигрывать.

— Когда-нибудь потом, после окончания карьеры, ты хотел бы заняться тренерской работой?

— Даже сейчас, тренируясь, я подрастающему поколению всегда подсказываю и показываю те приемы, которые сам знаю и делаю. Объясняю, как надо поступать в той или иной ситуации на ковре, как лучше провести бросок. Но стать тренером я не готов. У меня несколько другие планы. Хотя в жизни всякое бывает — вдруг закончу выступать и захочу быть тренером?

— А где хранятся твои награды?

— Я живу с семьей отдельно, показуху не люблю и все награды приношу к родителям, в тот дом, где я начинал. Мама специально заказала немаленький шкафчик и все кубки и подарки там лежат на видном месте. Медали хранятся отдельно — лежат в ящике, а кубки хочешь — не хочешь поставишь, не будешь же их в диван прятать.

— И много их у тебя?

— Не считаю и не считал. Мама собирает. Мое дело получать кубки и медали, а мамино — считать и складировать. Пыль с них вытирать. Я когда приезжаю после соревнований, даже не заношу их в комнату. Просто кладу около двери. Вот недавно я в Чечне выступал и там такие кубки большие давали, что их даже поставить негде.

— Мурат, побольше тебе кубков, чтобы новый шкаф пришлось покупать! А главное — основных медалей: олимпийских!

— Да, эта одна медаль может перекрыть все остальные, всю мою многолетнюю работу.

Беседовал Дмитрий СТАРЧЕНКО,
фото из личного архива Мурата Гасиева