Коллизии Цхинвальской «антанты»

Общественность и политические круги Южной Осетии, из-за продолжающегося внутриполитического затишья, продолжают в вялотекущем режиме обсуждать заявление об объединении политических партий «Ныхас» и «Новая Осетия», а также незарегистрированного объединения «Аланский союз».
Минюст республики в интервью журналистам местного информагентства «Рес» предельно вежливо намекнул авторам заявления, что вместо эпатажных информационных вбросов им стоит устранить нарушения законодательства, выявленные в деятельности их партий. После этого они могут объединяться с кем угодно, включая любителей тропического загара.
И действительно, пока что югоосетинская публика услышала лишь громкое заявление о намерениях,после которого наступила тишина.
Между тем, для реализации озвученных планов потребуется немало времени, учитывая, что де-юре объединение партий невозможно. «Аланский союз» на сегодняшний день не зарегистрирован как партия, из-за чего по определению объединиться ни с кем не может, «Новой Осетии» для слияния с «Ныхасом» потребуется самоликвидация, что займет некоторое время из-за ряда необходимых процедур.
Таким образом, речь может идти лишь о вступлении сторонников «Аланского союза» и «Новой Осетии» в состав партии «Ныхас». Здесь возникает вопрос – готовы ли все члены этих партий отказаться от прежних планов и амбиций и поступиться интересами в пользу новой политической «крыши».
Точно так же, жертвовать своими интересами придется и членам «Ныхаса», которые находятся в более выгодном положении, имея статус парламентской партии и более серьезную финансовую подпитку. Они могут запросто задаться вопросом, с чего им жертвовать своими местами в предвыборных списках в пользу, условно говоря «политических беженцев», отказавшихся от собственных партий.
Весьма ожидаемы и трения между потенциальными лидерами нового альянса – Аланом Гаглоевым и Давидом Санакоевым. Формальный лидер «Ныхаса», безликий и одиозный Алан Алборов равноценной фигурой рассматриваться не может. К бывшему мэру столицы Южной Осетии к тому же много вопросов по части незаконной продажи земельных участков и непонятных бизнес-проектов, если их так можно назвать. Идти на выборы с таким багажом для него равносильно политическому самоубийству.
У каждой из перечисленных фигур свои сильные и слабые стороны. Давид Санакоев более опытен как политик и оратор в противовес Алану Гаглоеву, который не слишком успешно выступил в роли технического кандидата Леонида Тибилова на выборах 2017 года, попытавшись оттянуть на себя часть голосов протестного электората.
Самым уязвимым местом Гаглоева стали публичные выступления и весьма поверхностные суждения о путях решения ключевых проблем Южной Осетии. Недоверие к нему как к проекту Леонида Тибилова и Бориса Чочиева подогревалось также наличием сомнительных элементов в его окружении, от которых он пока что не смог избавиться. 
«Ныхасовцы» со своей стороны могут оспорить лидерство Гаглоева или Санакоева, сделав ставку на представителей партийной фракции в парламенте, включая того же Игоря Кочиева, Зиту Бесаеву и Аллу Джиоеву, ничем не уступающих коллегам по «антанте».
Впрочем, решать вопрос о первых фигурах в партийном списке «Ныхаса» на предстоящих парламентских выборах будут не члены трех партий, а теневые лидеры «антанты» — Борис Чочиев, Леонид Тибилов, Сослан Гатикоев, Ахсар Лавоев и др.
У них всегда свое особое мнение, редко совпадающее с позицией большинства.
В данном случае, задумав создать новый альянс, они преследуют цель избежать ошибок, допущенных на прошлых парламентских выборах.
Тогда, планируя получить конституционное большинство в югоосетинском парламенте, серый кардинал цхинвальского закулисья Борис Чочиев намеренно распылил своих людей по многим партиям. Их лидерам, во избежание осложнений, пришлось включить засланных казачков в первые пятерки списков.
В случае успеха, неожиданно для непосвященной публики, Чочиев и Тибилов получили бы большинство голосов в заксобрании, невзирая на реальные настроения избирателей.
Однако эти расчеты оказались провальными – почти все партии, которые были связаны предвыборными соглашениями с тогдашними правящими кругами, потерпели поражение. В режиме форс-мажора в парламент удалось протащить лишь партию «Ныхас» с несколькими мандатами.
Готовясь к кампании 2019 года, кланы, потерпевшие поражение в 2014 году, теперь решили собрать все яйца в одну корзину, забыв о любимом изречении одного из бывших югоосетинских политиков, «в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань».
Только вот вряд ли это им поможет добиться успеха.

Инал Тедеев,
ИАИ «Осрадио»