Господи, дай же ты каждому, чего у него нет

Умному дай голову,
Трусливому дай коня,
Дай счастливому денег
И не забудь про меня.
           (Булат Окуджава)

Поворотные пункты истории всегда становятся испытанием для личностей. Иногда такие «точки невозврата» почти незаметны, и лишь затем – по прошествии многих эпох – историки могут засвидетельствовать о том, что такого рода процессы вообще происходили, и те или иные люди в них участвовали, и иногда даже сами не понимая того, принимали ключевые решения для судьбы своих народов.

В истории больших наций таких примеров мало, и они обычно становятся параграфами в учебниках истории средних классов. Большие нации тем и отличаются от малых, что тектонические сдвиги в сознании и социальном состоянии там происходят менее наглядно, чем в малых. И именно потому в период серьезных сдвигов и изменений внимание к отдельным личностям, которые участвуют в этом, более сильно в малых нациях, чем в больших.

Существует даже так называемый «эффект чаршии», получивший это название от кварталов, исторически окружающих балканские рынки, — чаршии. Любое слово, брошенное вдоль торговых рядов, постепенно обрастает сотнями слов. Любая фраза, сказанная за продажей зелени, становится истинной. Ибо иной источник информации либо уже скомпрометирован, либо не существует. А слово соседа – не опровергнешь, поскольку тогда придется поставить под сомнение честность соседа, и ты не спросишь у соседа, кто именно сказал ему эту замечательную новость. И самое забавное – когда на конце информационной цепочки оказывается именно тот, кому ты доверял.

Цена позиции (как словесной, так и в виде поступка, хотя и слово часто становится поступком) конкретного человека в малом обществе настолько перевешивает слово, скажем, огромного Первого Съезда депутатов СССР, в котором можно было утонуть так, что ценность человека становится сверхценной.

В малой нации, как в Южной Осетии, все это приобретает гипертрофированные масштабы. Здесь ценность человека, чего-то добившегося в жизни, становится фетишем, вне зависимости от того, чего именно этот  человек добился.

Так вот, готовность слушать каждого, кто неожиданно для всего населения Южной Осетии оказался за ее пределами при деньгах, или на должности, или при звании, унижает ценность того, что он сделал, чтобы этого добиться, или что именно он говорит и делает сейчас.

Самое главное, что остается за кормой восхищения достижениями соотечественников или людей, которые долго время провели в РЮО, — моральность и цель и нынешних поступков.
Переход моральной грани между добром и злом – вопрос частного выбора любого человека. Кто-то просто сворует трубы и перепродаст их. Кто-то поедет в гости к предателю и потом обоснует это сотнями страниц странно понимаемого текста. Но в подавляющем большинстве в малых нациях мотивом перехода на темную сторону становится обычное желание собственного признания.

 Причина этого диковатого выверта сознания может быть разная, но основа одна – желание самоутвердиться. Социально ли («я тут теперь имею власть, потому что у меня столько денег»), лично («я всегда хотел получше, я же участвовал в этом, а мне места не дали»), психологическая («я всегда знал, что я всех умнее, и теперь это доказываю через странные тексты»), просто человеческая («мне не воздали за заслуги»).

Еще раз подчеркнем, что в масштабах России такое невозможно, но в масштабах Южной Осетии – постоянное явление (не продукт только сегодняшнего дня). Но и именно поэтому каждый человек должен нести особенную ответственность за свои действия и слова, ибо они ценятся дороже.

Попробуем все-таки их всех понять.

Я не оговорился. Именно понять.

С чисто политической теории права оппозиция присутствует как выражение неких требований части народа, которые не были удовлетворены предвыборной программой победившей системы. Это в идеале. На практике последних лет как в России, так и в РЮО, этот принцип не работает. Оппозиция существует сама по себе.

Что именно надо-то? «Марши несогласных»? С чем именно не согласны? По пунктам можно? На выходе получается, что нельзя, потому никаких конкретных политических пунктов оппозиция не выдвигает, или выдвигает несколько, уже опровергнутых.

В РЮО? Альберт Джуссоев говорит, что он — оппозиция. Основной смысл его слов не ясен. Его – смысла – вообще нет. Никто, даже его ярые сторонники не могут привести какие-либо цитаты или положения его программ, свидетельствующие об его оппозиционности или о вообще существовании у него какой-либо политической программы.

У него есть некоторая сумма денег, которую ставят под сомнения даже люди, с ним связанные. Не саму сумму – она во многом идет на пиар при постройке Русского дома в Пекине на Олимпиаде, или при организации пикетов в Москве – ее техническую обеспеченность. Главная проблема этих денег – газопровод в РЮО, который почему-то пришлось перерывать заново и земельные участки во Владикавказе, из-за которых возник конфликт с ныне покойным мэром города.

Частная позиция и частные проблемы стали  оправданиями большой моральной проблемы, о которой мы говорили выше. Власть дает деньги, тем, кто хочет извлекать из власти деньги. Не всем, но тем, кто именно так желает поступать. Нам говорят: Альберт Джуссоев – лучший премьер-министр для РЮО. И что? Для того чтобы он покрыл свои затраты на Китай? Чтобы объяснил свое странное поведение в 91-93 годах? Чтобы устроил государство — частную корпорацию, от которого бы через пару месяцев отказалась бы Россия, поскольку иметь такого разбойника под крылом – хуже преступного режима Саакашвили?

Мораль – главный выбор. А главный аргумент сторонников Джуссоева – именно мораль: «Все у всех украли». Во-первых, что украли и у кого? По состоянию на 15 августа 2008 года у подавляющего большинства жителей РЮО (кроме Джавского района) вообще ничего не было. Теперь есть. И если кто-то думал, что восстановление целого города требует пары недель, то я уже не знаю, что сказать об этом «мыслителе». Проблемы были и есть. В первую очередь бюрократические, а не выхваченные из общей логики событий системами вроде «РЕН-ТВ».

Документация, например, не позволяла, восстанавливать частный сектор также быстро, как пятиэтажки. Но эта ситуация была преодолена. Проблема доставки гуманитарной помощи, которая стала оседать во Владикавказе, освещается СМИ, в том числе и СМИ из РЮО. А такие случаи были всегда. Кто-то посмеет отрицать, что город восстанавливается?
Поиск, якобы, похищенных денег превратился в фобию. Иногда даже в массовую фобию. Кто-то начинает подсчитывать довоенный бюджет. В первую очередь человек, который к нему никакого отношения не имел. Олег Тезиев.

Сразу оговорюсь, что практически все персонажи, олицетворяющие себя как оппозиция, работают в фирме Джуссоева. Но что касается некоторых из них – особенно Тезиева и Баранкевича – никто бы стал предъявлять им обвинения в корысти. Просто здесь моральная грань была перейдена из-за другого греха: гордыни.
Заслуги обоих из них либо недооценены по заслугам, либо переоценены. Сделанное Тезиевым столь давно лет назад уже либо забыто вовсе, либо мифологизировано. Этому человеку
надо бы в Южной Осетии воздать должное: или перестать мучить его безумными историями о том, что это «он все украл».

Нельзя было украсть то, чего не было, а простое спасибо сказать можно. И тогда хотя бы один человек перестанет ворчать и перебегать под крыло беспринципного искателя власти, которая приносит денег. Много денег.

Ведь Джуссоев платит деньги, и немалые, тому же Морозову, который нужен последнему исключительно как источник информации или псевдоинформации, и который уже никак не сможет оправдаться за свое постыдное поведение во время августовской войны 2008 — и как Премьер и как человек.

Теперь о военной составляющей.
О ней знают немногие и немногие узнают в ближайшее время. Особо неприятно то, что довольно многие пошли на стародавнему пути 91-92 годов. Все начали выяснять, кто где стоял, и что именно этот самый «лаеппу» делал в конкретный момент времени. Чем это закончилось тогда – всем известно. Баранкевич – из тех людей, о которых говорилось выше. Ему не досталось той славы, которой бы он хотел, и потому грань была перейдена. Та должность, которая была обещана, ликвидировалась. В итоге закономерное пристанище – все тот же Джуссоев.

Получается, что Джуссоев собирает всех обиженных по случайности или по обстоятельствам и заставляет их перейти грань добра и зла?

То, что происходит с Альбертом Джуссоевым и с людьми, перешедшими к нему в обойму, — теперь примерно ясно. Это изменение моральных принципов под давлением гордыни. Кому-то нужны деньги, кому-то личное признание, кому-то моральная компенсация за недосказанное, но всегда это – не стремление помочь народу и стране.

Но как поможет Южной Осетии тот же Морозов? Снова объяснит, где он видел цхинвальских детей? Как поможет стране Баранкевич, при всем уважении к прежним его заслугам? Опять не разберется в картах, не заминирует нужное направление или не организует спутниковую связь, о которой он даже представления не имеет?

Как поможет стране Джуссоев? Построит памятник себе любимому в Квайсе? Или скажет, что все, что было до него – ерунда полная и теперь начнем жизнь заново?
Может по этому поводу стоит спросить у тех, кто был в Цхинвале в августе 2008-го, а не тех, кто на Хаммере по Москве рассекал.

Кто поспорит с восстановлением города? Кто поспорит с новым водоснабжением? Кто поспорит с электрификацией и строительством новых дорог? Кто поспорит с выплатой пенсий, зарплат, стипендий, наконец?

Да есть проблемы с выплатой компенсаций, вызванные бюрократией. Есть много других проблем, связанных например, с грубостью и откровенным хамством отдельных югоосетинских министров. Да они лицо власти. С этим надо бороться. И в первую очередь бороться самим властям. В том числе обязаны это делать и СМИ. И они это делают. Отдельные люди, у которых проблемы (самая распространенная – утрата документов), не получают должного внимания чиновников, должны обращаться в СМИ и получать ответ.

Но не надо превращать все это в фетиш. Дело должно делаться, а не превращаться в бесконечные разговоры людей, которые даже представления не имеют, как все это происходит на самом деле.

Легко сидеть в Москве и в Питере и оттуда критиковать поведение президента на официальных приемах… Легко сидеть в Германии и оттуда писать странные тексты о судьбах аланского народа… Легко отбивать деньги через Китай и использовать легкое сознание спортсменов-борцов, чтобы получить дешевый авторитет.

А может стоит остановиться, засучить рукава и строить нормальную страну? Бороться за ее выживание, за ее будущее? Может стоит добиваться успехов и признаний, успокоения и развития?

Это ведь так просто.
Просто надо выбрать на какой ты стороне.
Темной или светлой.

ЕВГЕНИЙ КРУТИКОВ   
Эксперт по Кавказу. Писатель, политолог. В 1991 – 1993 гг. — Помощник Премьер-министра Республики Южная Осетия, в 1998 – 2003 – зав. отелом политики газеты «Известия» и издательства «Совершенно секретно», автор ряда монографий, в том числе книги «10 лет нв горячих точках».