Тырсыгом: что делать?

Корреспондент Осрадио встретился с Гаирбеком Салбиевым, лидером общественного движения «Дарьял», которое объединяет жителей 33-х осетинских сел Трусовского ущелья, Кобийской котловины, Гудского ущелья, которые административно считаются входящими в состав Казбекского района Грузии.

— Проблема жителей осетинских сел Казбекского района Грузии возникла не сегодня…
— Семнадцать, вернее, двадцать лет этот вопрос стоит на повестке дня и нет никакого решения. Каждый последующий день — хуже предыдущего. Грузинская агрессия августа 2008 года полностью завела решение этого вопроса в тупик. И мы, как общественная организация, после августа 2008 года искать решение этой проблемы будем только с Южной Осетией, с ее руководством.
— Почему именно с Южной Осетией?
— Что касается Южной Осетии, то в 1921 году были приняты решения о том, что это — часть Южной Осетии. Но тогда под влиянием Орджоникидзе, Дзугашвили (Сталина) и других грузинских национал-большевиков нынешний Казбекский район ради установления советской власти в Грузии был изъят из состава Южной Осетии, остальной части Южной Осетии дали статус автономной области. В дальнейшем, в 1925 году, когда дважды пытались объединить Осетию, на всех уровнях тоже этот вопрос решался, но закончилось тем, что разделили Осетию на две части — Северную и Южную — и опять эту часть Осетии изъяли, оставив ее в составе Грузии. А всех инициаторов (Джатиева, Таутиева, Такаева) со стороны как Северной, так и Южной Осетии, — расстреляли. Документы по этой теме приведены в книгах Блиева, Дзидзоева, Хугаева…
— А что говорят юристы?
— Сейчас мы привлекли к работе юристов. В нашей организации есть юрист — выходец из села Коб — Диана Георгиевна Касаева. Она работает с документами, но это труд не одного дня.
— Что там происходит сейчас?
— Там идет грабеж осетинских сел, домов. Одно осетинское село полностью уничтожено — село Дес. Из осетинского села Къараты къау мне прислали фотографии: окна сломаны, крыши, двери сняты, печки сломаны, кровати и все, что внутри — выкинуто на улицу. Капитально они прошлись по осетинским домам. То же самое творится и в осетинском селе Ухат. Звонят, говорят — продай дом. Хозяин отказывается продавать, тогда они ломают его дом. Он подает заявление в тамошнюю милицию. Милиция бессильна что-либо сделать, они бездействуют. Пообещали дом восстановить. Вместо этого опять звонят и требуют продать. И еще многим осетинам звонят: продай, продай. Села — осетинские. Все ущелье — осетинское. Там испокон веков проживали осетины.
— Как вы помогаете старикам, которые там остались?
— В «Красный Крест» мы обратились и они пообещали к каждому зайти и оказать и материальную, и гуманитарную, и медицинскую помощь.
— Чем жили и живут эти села?
— Отгонное скотоводство. Когда мы в последний раз перед закрытием дороги выгоняли скот, то свыше трех тысяч голов рогатого скота, около двухсот голов крупного рогатого скота, и еще там сколько оставили… Такого пастбища как там, нигде больше нет в Осетии. Все эти 33 села связаны со святилищами, с нашими святыми местами. Действительно, там очень много святых мест и очень древних святых мест. Фактически это ущелье нашими историками, археологами, этнографами не изучено. Вернее, очень поверхностно изучено.
— В советское время было искусственно создано законодательное поле, в котором выгодно быть грузином. Любого ректора северо-осетинского вуза спросите, что отвечали выходцы из тех мест, когда их спрашивали: почему ты сюда приехал поступать? А чтобы там учиться, надо себя грузином записать.
А как обстоят дела сейчас?
— До сегодняшнего дня там невыгодно быть негрузином. Вот отсюда эти миллионы грузин, большая часть которых — огрузиненные представители других национальностей. Помню, как в советское время мой односельчанин Кокаев Ликс сидел за столом в селе Сион. И один из грузин предложил тост «За великую Грузию». Кокаев был не против тоста, но предварительно тамаду спросил: «А кто здесь грузин?» И тамада понял: они же там все друг друга наизусть знают — кто бывший татарин, кто бывший ингуш, кто бывший осетин… И тамада тогда сказал: «Кто здесь грузин — пусть тот останется сидеть за столом». Три человека из двадцати осталось… Что из себя представляет Казбекский район? Я на память сейчас перечислю вам сорок фамилий: из них свыше двадцати фамилий звучат в двух вариантах — Салбиев-Салбишвили, Мириков-Мирикашвили, Ватаев-Ваташвили, Алибегов-Алибегошвили…
Огрузинвшиеся осетины. Сама география этого района абсолютно тяготеет к Осетии. Там и грузин осталось не больше 10%. Жить без Осетии, без дороги там экономически невозможно.
— По-моему, село с таким названием — Сион — есть и во внутренних районах Грузии?
— С таким названием и во внутренней Грузии есть село. И там тоже живут осетины. А само это слово фигурирует в нартском эпосе (однорогий, двухрогий, трехрогий). Оно соответствует слову рог — скотоводческое слово. Урызмаг, когда его в плен взяли, через ласточку передал Сатане на хаттиагском языке: «Пусть пришлют мне однорогого, духрогого», а Сатана сразу расшифровала, что однорогие — это воины с одним копьем. двурогие — всадник с копьем и мечом…
Что вы делаете для того, чтобы общественность знала о проблемах жителей 33 осетинских сел Казбекского района Грузии?
— Митинг будет у Осетинского театра. Мы оказались в дурацкой ситуации. Для нас это было одно экономическое, культурное, языковое пространство — что Коб, что Владикавказ. С распадом СССР мы получили российские паспорта и оказались гостями в своем собственном доме. Фальсификация выборов — постоянная. Тбилиси всей этой фальсификацией управляет. Вот были выборы в сельсовете. Ни один осетин не пошел голосовать. Они что делают? Они везут туда людей, которые никогда там не жили, никогда там не были прописаны, они их временно прописывают в осетинском сельсовете и те голосуют, и ставят грузина председателем сельсовета. Как таковых грузин там нет, села вымерли, стоят пустые, но для них это принципиально — что именно грузин должен быть председателем сельсовета, а осетин они вычеркнули. Это называется демократия по-грузински, о которой Саакашвили всему миру сказки рассказывает.
— Помню, сколько было нападок на Дзасохова, когда он «отдал» грузинам в Верхнем Ларсе полтора километра.
— Они тогда развели шум на весь мир из-за этих полутора километров. Ближе или дальше на полтора километра…Это была информационная провокация, чтобы мозги людям запудрить, чтобы видели проблему полутора километров и не видели, что истинная граница должна быть ЗА перевалом. Мне, как кобинцу, как трусовцу какая разница — полкилометра туда или полкилометра сюда? Дело же не в полутора километрах…
Когда Кокойты вышел от Медведева, то сразу заявил об этих селах. Тут же отреагировали Хиллари Клинтон и министерство иностранных дел Грузии. Комментарий делал Налбандян — замминистра иностранных дел Грузии.
— Сейчас мы направили наше обращение Комиссару по нацменьшинствам Курту Воллебегу.
— Что он ответил?
— Это было три дня назад. Еще нет ответа.
— Какие вы еще готовите обращения?
— Много обращений готовим. При ООН в Комиссию по правам человека, в комиссию по мигрантам и так далее…
— Но разве вы мигранты?
— Вот именно, кто мы? Не беженцы, не мигранты, но мы потеряли имущество и не можем управлять своим имуществом.
— Даже если сейчас границу откроют?
— Даже если сейчас границу откроют, мы все равно — гости в своих собственных домах.
— А двойное гражданство может решить проблему?
— Вы имеете ввиду двойное грузинское и российское гражданство? Для этого должен быть договор между двумя государствами, который не предвидится.
— Знаю, что у вас была аудиенция у Кокойты. О чем шла речь?
— У нас было предложение к Кокойты, что мы, около полутора тысяч человек, хотим принять югоосетинское гражданство. Этот вопрос находится на стадии обсуждения.
— Тогда у вас будет двойное гражданство — югоосетинское и российское?
— Да. Сейчас готовится документ между Россией и Южной Осетией о двойном гражданстве. С просьбой принять гражданство для того, чтобы найти мирное решение проблемы этих территорий мы обратились в три адреса: к Таймуразу Мамсурову, Эдуарду Кокойты и съезду осетинского народа. Первым отреагировал Кокойты и пригласил нас на встречу.
— Насколько я знаю, пенсию жители Казбекского района Грузии — грузины по национальности — до сих пор получают в России?
— Социальная защищенность человека в России на порядок выше, чем в Грузии. Они все отсюда пенсии получают до сегодняшнего дня. Едут через Баку во Владикавказ, чтобы здесь получить пенсию. Один бедолага грузин сидит сейчас в тюрьме (пять лет ему дали) за то, что показал российский паспорт (не сообразил спрятать и достать грузинский, как все делают). Еще раз говорю: там географически без Осетии, без дороги жить невозможно. Один из десяти остался там в селах как в осетинских, так и в грузинских.
— До 8 августа речь шла о прозрачной зоне между государствами. Сейчас вас этот вариант не устраивает?
— Вы соображаете, что вы спрашиваете? После 8 августа иметь дела с заперевальным режимом — это не уважать себя! И пример тому — Габашвили, Елошвили, которые меняют свои фамилии на Габаевых, Елоевых… Если Шеварнадзе заявляет, что Грузия оккупирована Россией, то почему он не видит, что Казбекский район оккупирован Грузией? Они в своем глазу бревна не видят, а в чужом — соломинку…

Мадина Тезиева