В Южной Осетии приступают к обустройству вынужденных переселенцев

Соответствующую программу начала разрабатывать комиссия по обустройству ранее оккупированных грузинскими властями сел во главе с полпредом президента по постконфликтному урегулированию Борисом Чочиевым.
Речь о селах Южной Осетии, которые с 1989-92 по 2008 гг. находились под оккупацией, и где осетинское население подверглось этническим чисткам. С подачи грузинской пропаганды и благодаря неосведомленности многих журналистов и экспертов, оккупированные территории Южной Осетии превратились в мононациональные анклавы. Между тем, до событий 1989-92 гг. на территории Южной Осетии не было чисто грузинских сел, таковыми они стали лишь после кровавых этнических чисток. А до этого, это были села со смешанным национальным составом, причем во многих населенных пунктах численность осетинского населения доходила до 50 процентов. В частности, в таком крупном селе как Тамарашен, до агрессии 1989-92 годов проживало около 600 осетин. 264 осетин жило в Еред, более 200 в селе грузинский Прис. Сотни осетин жило и в других селах. Все они были изгнаны из своих домов, в одночасье потеряв нажитое десятилетиями имущество. Многим из них до сих пор не удалось обустроиться и встать на ноги. Поэтому разрабатываемая программа будет в первую очередь направлена на них.
«Недавно мною была направлена докладная на имя исполняющего обязанности президента Вадима Бровцева, относительно того, что нам надо срочно обустраивать этих людей. После моей докладной Вадим Бровцев провел отдельное совещание и поручил взяться за разработку программы. В свое время мною, начиная с 1993 года, было подготовлено несколько программ по обустройству данной категории граждан республики, в частности в 1998 году, а также до начала войны в 2008 году. Но тогда у республики не было таких финансовых возможностей, и все программы остались на бумаге», рассказал Чочиев.
После войны в 2009 году решением правительства под его руководством была создана временная комиссия по обустройству ранее оккупированных грузинскими властями сел. «Комиссия провела несколько заседаний, был утвержден план первоочередных мероприятий. Однако в дальнейшем работа комиссии не нашла поддержки среди руководства республики и приостановила свою работу. Меня беспокоит, что эти люди, которые были изгнаны из своих домов еще в 1991- 1992 годах, по сей день остаются за бортом. Я и тогда и сегодня не согласен с тем решением, которое было принято после 2008 года относительно того, что граждане республики, у которых дома были сожжены в начале 90-х годов, не должны пользоваться поддержкой государства наравне с пострадавшими в 2008 году. Возникает вопрос, кто больше нуждается в поддержке — человек который потерял свой дом в 1992 году и почти 19 лет проживал в нищенских условиях на турбазе, общежитиях, у родственников или человек, который до 2008 года проживал в собственном доме? Речь должна идти о помощи пострадавшим от грузинской агрессии, которая началась не в 2008 году, а продолжалась с 1989 по 2008 гг.», — говорит полпред Борис Чочиев.
В целях подготовки программы, комиссия по обустройству ранее оккупированных сел провела встречи с их жителями, в ходе которых обсудила имеющиеся предложения. В частности, совместно с руководством Знаурского и Цхинвальского районов были проведены отдельные совещания с вынужденными переселенцами из ранее оккупированных сел Тамарашен, Еред, Ксуис и др. По каждому селу созданы комиссии с включением представителей самих жителей, избранных на общих собраниях. Эти комиссии сейчас занимаются созданием полной базы данных вынужденных переселенцев, сколько жителей было изгнано в годы грузинской агрессии из каждого села, каково их нынешнее количество и социальное положение, наличие или отсутствие недвижимости в Южной или Северной Осетии. На основании базы данных будет составляться список очередников на возвращение и обустройство. К подлежащим обустройству в первую очередь попадают те, у которых нет никакой собственности, семьи погибших, и многодетные.
Предполагается, что построенные дома будут находиться в государственной собственности, без права отчуждения и продажи, и лишь только после того как бывший вынужденный переселенец проживет там 10-15 лет, дом перейдет в его собственность. Кроме того, комиссия планирует распространить программу и на молодые семьи из числа беженцев-осетин из Грузии. Впрочем, все эти нюансы еще предстоит детально обсудить на уровне правительства. А пока вынужденные переселенцы надеются, что на этот раз государство всерьез принялось за решение их проблем и после 20 лет скитаний они смогут вернуться в родные места.
Аслан Кочиев, ОРТ, Цхинвал