Молчание сопредседателей….

Сегодняшний визит сопредседателей Женевских дискуссий по безопасности в Закавказье в Южную Осетию и диалог с руководством республики вновь подтвердил, что сопредседатели женевского формата уклоняются от выполнения задач по стабилизации ситуации и являются проводниками генеральной линии Грузии по дискредитации Южной Осетии.
 
Об этом в частности свидетельствует следующее. На сегодняшней встрече с сопредседателями дискуссий президент республики Леонид Тибилов обратил внимание, что в ходе предстоящей поездки в Тирский монастырь и посещения сел к северу от Цхинвала, сопредседатели увидят, что расположенные там памятники истории не подвержены какому-либо воздействию.
 
«Они сохранили свой облик, который был до войны. И власти Южной Осетии будут стараться сохранить эти исторические памятники. Мы будем приводить их в порядок. Мы не занимаемся варварством, как Эдуард Шеварнадзе в бытность председателем Госсовета в 1992 году» — в частности сказал Леонид Тибилов.
 
Надо отметить, что к вопросу сохранения памятников истории и архитектуры на территории Южной Осетии сопредседатели Женевских дискуссий относятся с трогательной трепетностью. Сохранность нескольких грузинских церквушек сопредседателей волнует больше, чем, к примеру, вопрос жителей села Зардианткари. Ведь они осетины по национальности. Вот он, цинизм сопредседателей дискуссий, которых больше волнует судьба памятников, чем живых людей.
 
Концентрация внимания на сохранности памятников в Южной Осетии сопредседателями дискуссий имеет богатую историю. Она берет отсчет практически с первых встреч в рамках Женевских встреч и дебютного визита сопредседателей в Цхинвал.
 
В ходе каждого диалога с сопредседателями дискуссий в Цхинвале югоосетинская сторона предоставляет гостям возможность посетить тот или иной район республики, где находятся памятники истории и лично удостовериться в отсутствии опасности разрушения либо причинения другого вреда памятникам старины.
 
По логике событий, личные наблюдения сопредседателей дискуссий о целости памятников следует сформулировать в виде серьезного доклада, который должен стать достоянием гласности в ходе очередной встречи в формате дискуссий в Женеве. Этот доклад, фактически опровержение измышлений грузинской стороны о существующей опасности памятникам в Южной Осетии, может поставить точку в данном вопросе и снять с повестки дня дискуссий тему памятников.
 
Однако, обратите внимание на следующую деталь, ни разу сопредседатели дискуссий ни в рамках дискуссий, ни в интервью СМИ не подтвердили, что интересующие их памятники на территории Южной Осетии находятся в полной безопасности и охраняются государством. Штрихом отметим, сопредседатели дискуссий живо откликаются на просьбы грузинских партнеров. Но еще никогда сопредседатели дискуссий не проявляли заботу об осетинских памятниках.
 
Т.е. публичное подтверждение того факта, что интересующие грузинскую сторону памятники на территории Южной Осетии находятся в полной безопасности и им ничего не угрожает (что соответствует действительности), может избавить нас от надоевшей мифологизации вопроса памятников. Что, заметим, не входит в задачи сопредседателей дискуссий. Подтверждением сохранности памятников они фактически уличат грузинскую сторону во лжи. Им, в тесной кооперации с грузинскими партнерами, предпочтительней постоянно поддерживать миф об угрожающей опасности памятникам старины в Южной Осетии и питать его очередными вымыслами, выставляя соответственно нашу республику в неприглядном свете.
 
В то же время, игнорирование сопредседателями дискуссий очевидных фактов — свидетельство определенной инертности югоосетинской стороны на Женевских дискуссиях. В течение трех лет югоосетинская сторона была обязана поставить жесткое условие перед европейскими и заокеанскими коллегами — признать очевидный факт полной сохранности памятников истории и архитектуры на территории Южной Осетии и зафиксировать наблюдения сопредседателей в соответствующем документе. В ходе общения с европейскими коллегами целесообразен именно такой алгоритм действий, который позволит снять с Южной Осетии безосновательные обвинения, вплоть до выполнений условий югоосетинской стороны, в частности, по вопросу официального признания сохранности памятников. Либо нужно уже добавить металла в голос и заговорить тоном, который исключает дальнейшее обсуждение вопроса памятников.
Александр Келехсаев, ОРТ, Цхинвал