Развитие экономики будет осуществляться по новой системе
21 января состоится круглый стол, посвященный Стратегии социально-экономического развития. Интервью с министром экономического развития Залиной Хугати
— Залина Юрьевна, Вы были назначены на должность министра в июле 2012 года. Каким Вы застали положение дел в министерстве?
— Как известно, в 2009 году Министерство экономического развития было реорганизовано в громоздкую структуру, объединившую ряд профильных министерств и ведомств. Новым руководством республики были начаты энергичные действия по упорядочению системы управления. Профильные ведомства были выделены в отдельные организации с целью повышения эффективности их деятельности. Поэтому первым шагом на посту министра экономического развития стала оптимизация структуры возглавляемого мною министерства.
Это довольно сложный процесс. К примеру, Управление сельского хозяйства в декабре 2011г. было преобразовано в отдельное министерство, но вплоть до последних месяцев де-факто не могло функционировать самостоятельно. Дело в том, что через минэкономразвития с момента его реорганизации в 2009 г. проводилось значительное количество операций по программе развития сельского хозяйства. Определенная часть этих сделок была проведена с серьезными нарушениями. Потребовалось много времени, чтобы привести дела в соответствие и передать документацию в Министерство сельского хозяйства. Мы выполняем немалую работу для того, чтобы навести порядок и в организационной структуре, и в бухгалтерской отчетности министерства. Что касается коллектива Минэкономразвития, то он превзошел мои ожидания. Южная Осетия всегда была богата талантливыми и образованными людьми, но откровенно говоря, я была приятно удивлена встретив в ведомстве столь грамотных и толковых сотрудников, настоящих профессионалов. Есть опытные специалисты и перспективная молодежь, желающая обучаться, получать необходимый опыт и совершенствоваться, что меня несказанно радует. Одним словом, в министерстве складывается команда профессионалов, которая будет в состоянии решать самые сложные задачи.
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДО 2030 г.
— Полгода Вы «у руля» Минэкономразвития. Срок небольшой, но, тем не менее, какие итоги работы возглавляемого Вами ведомства можно подвести за этот период? Какие шаги предпринимаются к становлению и развитию экономики республики и на чем конкретно делается акцент?
— Южная Осетия обладает большим потенциалом, в том числе в человеческом, интеллектуальном плане. Мы вместе способны серьезно поднять уровень развития экономики. Конечно, это очень непростая задача, учитывая тот факт, что в предыдущие два десятилетия экономическое развитие страны сдерживалось в силу объективных причин.
Сейчас у республики есть сильное руководство, профессиональная команда управленцев, нацеленная на достижение высоких результатов в развитии экономики. Все делается не сразу, этот процесс требует времени. Ведь получается так, что сегодня кроме решения текущих вопросов одновременно идет работа по устранению тех ошибок, которые были допущены в предыдущие годы.
Но можно сказать, ситуация сдвинулась с мертвой точки. За последние полгода нами проделана огромная работа по всем направлениям. Проведен анализ и дана оценка тому, что мы сегодня имеем.
Развитие нашего государства будет осуществляться по новой системе, полным ходом идет разработка Стратегии социально-экономического развития РЮО до 2030 года и среднесрочная программа до 2017 г. Она будет выработана совместно с российским фондом «Центр стратегических разработок — Регион». Каждым министерством и ведомством ведется активная работа по подготовке отраслевых программ, которые будут заложены в основу Стратегии. Это очень непростая, довольно объемная подготовительная работа, но ее надо делать. Программа социально-экономического развития РЮО до 2017 г. и Стратегия развития РЮО до 2030 г. должны быть готовы к 15 марта.
В декабре был организован круглый стол с участием экспертов, на котором обсуждалась подготовка Стратегии социально-экономического развития РЮО до 2030 г. и среднесрочной программы. К сожалению, никто из представителей ЮОНИИ и кафедры экономики нашего университета, кроме Геннадия Кокоева и Азы Хабаловой, не принял участия в этом мероприятии, хотя были разосланы приглашения многим экспертам. Между тем, порой звучат высказывания о том, что в принятии тех или иных решений власть не прислушивается к мнению специалистов в данной области. Я хотела бы через газету обратиться к представителям научных сообществ республики, независимым экспертам, и сообщить, что 21 января состоится еще один круглый стол по теме Стратегии социально-экономического развития, на который мы вновь всех приглашаем. Я заявляю, что мы открыты к сотрудничеству со всеми экспертами, готовы рассматривать любые предложения, которые бы помогли нам правильно и грамотно выстроить стратегию развития Республики. Ведь у нас у всех одна задача — сделать нашу экономику реально функционирующей.
Минэкономразвития проанализировало экономические процессы за последние 10 лет и попыталось определить приоритетные направления, по которым экономика республики будет развиваться в среднесрочной перспективе. Эти вопросы обсуждались в том числе и с представителями Парламента.
ЧТО НАМ МЕШАЕТ ПРОИЗВОДИТЬ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧ-НУЮ ПРОДУКЦИЮ?
— В каком направлении будет развиваться экономика республики, чему будет отдан приоритет?
— Нам часто задают вопрос: каким вы видите развитие экономики, будет ли Южная Осетия аграрной республикой, туристической или промышленной? Мы считаем, что не надо загонять развитие республики в одно узкое направление. Нужно с максимальной эффективностью использовать имеющиеся ресурсы во всех отраслях экономики. Однозначно можно утверждать, что в любом государстве сельское хозяйство является дотационным. Наша задача — развивать сельское хозяйство во всех районах, обеспечить республику собственным продовольствием в среднесрочной перспективе. Но вместе с тем нашу экономику может реально сдвинуть с места развитие промышленности. Нужно переориентировать убыточные госпредприятия на выпуск продукции, которая была бы востребована как на внутреннем, так и на внешнем рынке. У меня вызывает недоумение, когда я слышу, что у нас невозможно организовать производство высокотехнологичной продукции. А что нам мешает? Мы что, хуже Гонконга, хуже Вьетнама или Тайваня? Вопрос стоит лишь в грамотной организации производства, обучении персонала, в объемах финансирования и его эффективном использовании.
— Многие российские эксперты высказывают мнение, что Южной Осетии стоит сделать крен в сторону развития экотуризма, учитывая ее уникальные природные особенности…
— Как я уже сказала, мы не должны развивать только одно направление. У нас изумительная природа, которая очень привлекательна для туристов, но мы должны понимать, что развитие этой отрасли требует немало времени и колоссальных финансовых вложений, которые окупятся не так скоро. Нужно строить целую инфраструктуру: гостиницы, санатории, дороги и т.д. Мы, конечно, будем активно работать в этом направлении. Экотуризм в перспективе должен стать одной из главных составляющих экономики республики.
— По поводу производства высокотехнологичной продукции. Летом прошедшего года на экономическом форуме в г. Сочи югоосетинская делегация, которую возглавляли Вы, представила два проекта. Это строительство завода солнечных панелей и строительство завода по производству базальтового непрерывного волокна. Какова судьба этих проектов? Вроде бы предварительная договоренность была с инвесторами…
— Работа в этом направлении продолжается. Проект по производству солнечных панелей очень капиталоемкий, его стоимость составляет около 4 млрд. рублей. Он на 80% будет финансироваться частным инвестором, соответственно 20% должна вложить наша сторона. Эти средства будут включены в Инвестпрограмму. Они будут вложены на завершающем этапе реализации проекта, но должны быть предусмотрены, чтобы заключить договор с инвесторами. Они направят сюда специалистов, которые организуют производство, наймут персонал среди местного населения, обучат его, будут реализовывать продукцию, а через определенное время оставят эту технологию в собственности республики. Открытие завода позволит нам создать порядка 400 рабочих мест. Но существует еще и проблема несовершенства нашего законодательства. Как только у нас будет приведена в порядок нормативно-правовая база, будет принят закон о государственно-частном партнерстве, усовершенствован закон об инвестиционной деятельности, мы сможем сотрудничать с частными инвесторами.
Что касается второго проекта по производству базальтового волокна, которое также является высокорентабельным, то здесь необходимо провести анализ сырья, из которого оно будет изготавливаться. Мы планировали провести всю подготовительную работу, оценить качество сырья, пригодно ли оно для данной технологии, но для проведения необходимых мероприятий нужны финансовые средства. В прошлом году мы были ограничены в своих возможностях. Постараемся вопросы по этим проектам реализовать в наступившем году.
В целом Сочинский инвестиционный форум — это та площадка, на которой нужно представлять потенциал своей республики в развернутом виде. У нас не было достаточно времени для подготовки к форуму, но к следующей поездке, надеюсь, представим новые предложения, с которыми заранее ознакомим общественность. Мы хотим, чтобы Минэкономразвития стало более открытой организацией. Этому будет способствовать и создание собственного сайта. Сейчас разрабатывается сайт Правительства РЮО, на котором будет и ссылка на сайт Минэкономразвития, где постоянно будет выкладываться вся актуальная информация.
— Вы упомянули о необходимости усовершенствования югоосетинского законодательства, приведения в порядок нормативно-правовой базы, чтобы создать условия для формирования благоприятного инвестиционного климата. Какая работа проводится в этом плане?
— Министерство экономического развития готовит законопроекты по инвестиционной деятельности и по государственно-частному партнерству. Ведется работа по оптимизации налогового законодательства для предоставления потенциальным инвесторам определённого спектра налоговых льгот. Налоговое преимущество — одно из важных составляющих для привлечения капиталовложений в нашу республику. Очень актуален вопрос частной собственности на землю, но здесь много сложностей.
Существует три главных фактора для создания благоприятного инвестиционного климата и привлечения инвесторов: это упрощенная налоговая система, политическая стабильность и экономическая устойчивость. Если удастся их обеспечить, инвестор сам к нам придет.
— Одним из возможных путей выхода из кризиса индустриального сектора экономики многие, в том числе сами руководители заводов, считают акционирование госпредприятий. Какова Ваша позиция по этому вопросу?
— Рано или поздно, но мы придем к этому вопросу. Думаю, что будем его рассматривать после консультаций с председателями парламентских комитетов. Все знают, как происходил процесс приватизации в России и в других странах. Нередко после этого выясняется, что форма государственного управления — не самая худшая. Поэтому здесь все относительно. Я не слепой сторонник повального акционирования госпредприятий. Наша задача — определить возможную эффективность функционирования предприятия в руках частного собственника и в собственности государства, и после этого делать выводы.
— Если решать вопрос акционирования заводов, то наиболее оптимальным в нашей ситуации, наверное, представляется вариант, при котором контрольный пакет акций оставался бы у государства…
— Есть предприятия стратегического характера, которые должны находиться в собственности государства, их нельзя отдавать в частные руки. Это вопрос экономической, политической и социальной безопасности страны.
— Завод «Багиата» можно отнести к числу таких предприятий?
— Я считаю, да. Южная Осетия обладает уникальными источниками минеральной воды. Бренд «Багиата» позволит представлять нашу республику на разных уровнях. Вопрос лишь в совершенствовании технологии розлива этой воды, ее производственных мощностях, грамотном управленческом подходе к решению тех проблем, которые сегодня стоят перед директором предприятия. Нужна продуманная рекламная кампания, эффективная система реализации этой воды. Ее дебет достаточен, чтобы поставлять ее на внешний рынок.
У нас есть и другие источники минеральной воды, обладающие целебными свойствами. Если объемы недостаточны для экспорта, то можно на их базе построить лечебницы, курортно-санаторные объекты, куда бы приезжали люди лечиться.
В настоящее время разрабатываются планы по улучшению работы не только завода «Багиата», но и других предприятий. Все предложения будут изучены и потом включены в программу развития промышленности, которая будет внесена в стратегию долгосрочного развития РЮО. Финансовые ресурсы на развитие предприятий будут выделяться после представления технико-экономических обоснований.
— Много говорится о планах по возрождению Квайсинского рудоуправления. Насколько значимую роль это предприятие может играть для экономики республики?
— В отношении Квайсинского рудоуправления планы самые серьезные. Экономическая эффективность от его работы сомнений не вызывает. Спрос на цветные металлы в последнее время резко возрос на мировом рынке. Дивиденды от вложений в возобновление деятельности этого предприятия будут значительными. Не менее важен и социальный эффект. Для жителей района появятся дополнительные рабочие места.
У нас серьезные намерения по развитию районов республики, открытию там производств, которые позволили бы развивать местную инфраструктуру. Одна из наших основных задач — возобновление работы предприятия «Югостальк» в Знаурском районе, где имеются месторождения мрамора. Сейчас проводится технико-экономическое обоснование проекта, определяются объемы инвестиций, которые могли бы позволить запустить производство. Это будет полноценное предприятие, которое наряду с выпуском талька будет добывать и мрамор, обрабатывать его на месте и выдавать готовую продукцию, спрос на которую будет не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Рассматриваются возможности открытия производств в Ленингорском и Цхинвальском районах.
ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ НАЧНЕТСЯ В 2014 ГОДУ
— В развитых странах поощряется развитие малого и среднего бизнеса. У нас частный сектор развивается без должной господдержки. Какие есть планы для стимулирования этого важнейшего сегмента экономики?
— Создание условий для развития частного бизнеса — одно из тех направлений, которым мы также будем серьезно заниматься. Это сильный рычаг воздействия на развитие экономики. В настоящее время готовится среднесрочная программа поддержки малого и среднего предпринимательства. Хочу заявить, что мы готовы встречаться с предпринимателями и согласовывать с ними свои дальнейшие действия. В программе найдут отражения все поступившие предложения.
Будем развивать нашу банковскую систему. Люди, которые хотят заняться бизнесом, должны иметь возможность получить доступный кредит.
Говорить о том, что частный сектор все это время развивался без господдержки, неправильно. Граждане республики в течение ряда лет получали кредиты в различной форме, в том числе беспроцентные кредиты, кредиты на льготных условиях и т.п. Поддержка предпринимателям оказывалась, но она была бессистемной. Наша задача привести все это в четкую систему, характеризующуюся строгой отчетностью и контролем за расходованием выделенных средств. Человек, который взял кредит и нецелевым образом его использовал, должен быть зафиксирован, чтобы второй возможности получения кредитных средств у него не было. В структуре Министерства экономического развития сформирован отдел реестра, в котором фиксируются все лица, которым было оказано содействие в той или иной форме.
— Какие основные задачи планируется выполнить в наступившем году?
— На 2013-й год планируется осуществить мероприятия, по которым до 1 февраля будет готова проектно-сметная документация. Это касается объектов строительства, сельского хозяйства, дорожной инфраструктуры и т.д. Все, что сумеем подготовить, реализуем в этом году. Работы предстоит много, но процесс поступательного развития сильно активизируется в 2014-м году, когда начнется реализация инвестиционной программы на 2014-2016 гг., которая будет встроена в общую систему социально-экономического развития республики.
Сослан ТИГИЕВ, газета Южная Осетия