Инсайд с доставкой на дом

В Южной Осетии вновь разгорелся коррупционный скандал. Искушенные в интригах и подковерных играх местные чиновники по-видимому в очередной раз пытаются вместо восстановления многострадальной республики, выяснить, кто в итоге будет поступающими в Южную Осетию из России финансовыми средствами.

Причиной скандала стала неожиданная «утечка» на просторы интернета Акта Счетной палаты Российской Федерации о расходовании российских бюджетных средств в Республике Южная Осетия. Сама по себе возможность «интернетизации» такого рода документа, конечно, минимальна. Материалы столь серьезной организации, не предназначавшиеся для публикации, не могли попасться на глаза неизвестному никакому журналисту (им оказался анонимный блогер budda_i http://budda-i.livejournal.com/, ведущий журнал «Я репортер»), случайно или по ошибке.

Известно, что отчет о расследовании СП не пересылался по почте, в том числе электронной, а передавался руководству Республики Южная Осетия по дипломатическим каналам из рук в руки. Количество людей, имевших к нему доступ, ограничено. Значит, кому-то было нужно, чтобы Акт увидел свет, и получил определенную трактовку. Понять — кому — можно, если проанализировать ситуацию.

Главными виновниками нецелевого расходования бюджетных средств были назначены: в период с 2010 до 2011 года — Вадим Бровцев, в период с 2012 по 2013 Ростик Хугаев. Что касается В. Бровцева, то все понятно — объективно в этот период выявлено наибольшее количество нарушений. Но если в короткий период с конца декабря 2010 г. по апрель 2011 г. Бровцев объединял в себе и президента и председателя правительствa, и был единоличным правителем «всея Южной Осетии», то за более ранние нарушения и растраты ответственность, по логике вещей, нужно бы разделить между премьером Вадимом Бровцевым и президентом Эдуардом Кокойты. Однако, об экс-президенте budda_i молчит, как и другие Интернет-издания.

При этом не стоит забывать, что кто бы фактически и юридически не возглавлял республику, Россия, в лице Министерства регионального развития не оставляла расходование выделяемых средств без контроля. Заместители министра Роман Панов (в настоящее время является обвиняемым по делу о хищении бюджетных средств, вы деленных на подготовку к саммиту АТЭС), а позже Сергей Верещагин (уволен в апреле 2013 года), не говоря уже о менее значимых чиновниках Минрегиона, в Южную Осетию приезжали регулярно, встречались и обсуждали все вопросы, как с премьером, так и с президентом.

Здесь надо сказать, что в материале budda_i по «бровцевскому периоду» не сказано ничего нового. О многочисленных нарушениях неоднократно в СМИ, на телевидении, на заседаниях правительства и парламента говорил глава Контрольно-счетной палаты РЮО Батрадз Таказов.

Всем, кто хоть немного следит за темой, известно, что при Бровцеве действительно имели место массовые факты завышения смет, списания денег на изначально неэффективные проекты, многократное выделение средств на один и тот же объект и т. д. Все это делалось без официального оформления, то есть без необходимых постановлений правительства, согласований с парламентом, просто по устному указанию одного человека. По многим фактам и против некоторых чиновников (но не против самого Бровцева) возбуждены уголовные дела. То есть работа в этом направлении идет, прокуратура не дремлет, поэтому не верится, что цель публикации отчета Счетной палаты в Интернет «убить Билла», т.е. «достать Бровецева»

Что касается Ростика Хугаева, то за время его работы на посту председателя правительства Южной Осетии «утери денег с концами» не выявлено. Однако в Акте Счетной палаты говорится о перераспределении средств, выделенных на определенные объекты Инвестиционной программы Данный факт и стал главным сенсационным открытием блогера budda_i, которое впоследствии было закономерно растиражировано в СМИ. Заметим, что в опубликованных в Живом Журнале страницах Акта СП, эти строчки тщательно подчеркнуты Между тем, данная информация никогда не была закрытой. Более того, решение о необходимости перераспределения финансовых средств было согласовано с заместителем министра регионального развития Сергеем Верещагиным, одобрено на заседании югоосетинской части Межправительственной комиссии по содействию социально-экономическому развитию Республики Южная Осетия, затем коллегиально, большинством голосов, принято на заседании Правительства Южной Осетии в виде постановления, а само постановление опубликовано в центральной республиканской печати.

Согласно этому постановлению, часть средств в сумме 447 000 000 (четыреста сорок семь миллионов) рублей из 750 000 000 (семьсот пятьдесят миллионов) рублей, предусмотренных на строительство автомобильной дороги Дменис-Ленингор, участок Бикар-Ленингор временно перераспределить на финансирование строительства другой дороги Гуфта-Квайса, на городские разводящие сети водоснабжения и канализации, благоустройство Цхинвала, городские газовые распределительные сети, Комплекс Правительственных зданий, в частности, здание Администрации президента, школу в поселке Хетагурово, здание администрации Дзауского района, детский сад в Цхинвале, многопрофильный колледж, Дворец детского творчества и строительство жилья.

Благодаря перераспределению работы на некоторых улицах Цхинвала не были приостановлены даже в зимний период. Была получена возможность, например, начать проверку канализационной сети, в готовности работ по ремонту котoрой Кокойты и Бровцев убеждали население. В итоге оказалось, что из 120 километров труб в земле лежат максимум 70. Куда делись остальные 50 — неизвестно. Пришлось на выделенные деньги срочно что-то менять и делать. Кроме этого было завершено и сдано в эксплуатацию несколько социальных объектов — в том числе детский сад и Дворец детского творчества в Цхинвале, а Президент со своей администрацией и МИД Южной Осетии смогут переехать в восстановленное здание уже летом текущего года.

Таким образом, перераспределение позволило С. Верещагину, да и всему Минрегиону России выйти на том момент из-под удара и хоть как-то залатать те дыры, которые образовались в бюджете Южной Осетии после периода финансового безвременья эпохи Кокойты-Бровцева.

Поэтому попытка возложить на одного человека ответственность за решение, одобренное Минрегионом России и коллегиально принятое всем правительством Южной Осетии, в которое, как известно, входят Заместители председателя правительства, члены кабинета министров и даже Глава администрации президента, не выдерживает, мягко говоря, никакой критики.

Скорее всего, анонимный блоггер, поспешивший вскоре убрать доклад Счетной палаты, а также целая серия других публикаций и комментариев в Интернете, носящая явно тенденциозный и поэтому заказной характер, являются признаками борьбы, которая идет внутри команды Президента Южной Осетии Леонида Тибилова между несколькими группами за контроль над поступающей в Республику финансовой помощью из России.

Однако, судя по всему, югоосетинские чиновники не понимают, что для Москвы их действия могут рассматриваться, как попытки дорваться до дальнейшего «распила» многострадального бюджета республики.

Что касается проблемы 400 миллионов, то она, безусловно, есть. Ее решение находится, к сожалению, вне системы финансово-экономических отношений выстроенных в настоящее время между Россией и Южной Осетией. Никто из руководства Минрегиона не захочет сейчас брать на себя грехи Сергея Верещагина, а он сам сделает все, чтобы доказать, что не имеет к этому никакого отношения.

Остается надеяться, что выход из сложившейся непростой ситуации будет найден в ходе намеченной на 21 мая встречи на высшем уровне между президентом России Владимиром Путиным и президентом Южной Осетии Леонидом Тибиловым.

Михаил Абаев, Новый Кавказ