Колонка редактора: Молчание – золото, черное золото…

Скажите, уважаемый читатель, в курсе ли вы того, что Южная Осетия является одной из крупнейших транзитеров углеводородов в мире? Уверен, что не в курсе.

Я, конечно же, имею в виду не газопровод Дзуарикау-Цхинвал (первое, что может прийти в голову), до реализации транзитных возможностей коего еще очень далеко. Я имею в виду трубомагистраль, которая снабжает «черным золотом» один из крупнейших рынков мира – европейский.

Предчувствуя ваше недоумение, не стану вас долго томить, и расскажу, что через территорию Южной Осетии проходит нефтепровод, соединяющий один из крупнейших нефтегазовых месторождений мира с европейскими энергопотребителями. Так, многие ли из вас знали об этом?

Да, да, прямо по пахотным землям населенного пункта Орчосан Ленингорского района Республики Южная Осетия (РЮО) проходит часть (1250 м) международного нефтепровода Баку-Супса, являющегося веткой одного из крупнейших по объему прокачки углеводородов нефтепроводов мира Баку-Тбилиси-Джейхан.

Трубопровод был пущен в эксплуатацию компанией «British Petroleum» в 1999-м году, когда Ленингорский район еще находился под оккупацией тбилисских властей. Грузинское правительство тогда нисколько не сомневалось, что Ленингорский район Южной Осетии контролируется им навсегда, поэтому, не задумываясь, дало добро на прокладку части трубопровода по его территории.

Нефтепровод Баку-Супса предназначен для транспортировки так называемой «ранней легкой нефти», добытой на азербайджанских месторождениях Азери, Чираг и Гюнешли, в европейские страны. Его протяженность составляет 830 км, из которых 370 км проходят по территории Грузии, диаметр трубы 530 мм. Пропускная способность 7 млн. тонн т.н. в год (140 тыс. баррелей в день). Неподалеку от города Супса в 5 км в море установлена нефтеналивная платформа, на которой производится загрузка танкеров. Часть прокачанного сырья морем доставляется на Украину для транспортировки в Польшу по трубопроводу Одесса-Броды.

А теперь зададим себе парочку очень важных и очень интересных вопросов, ради которых я и пишу этот комментарий. Почему руководство Южной Осетии, осведомленное о транспортировке одной из крупнейших зарубежных компаний через территорию республики каспийской нефти, странным образом скрывает этот факт от общественности? Почему до настоящего времени оно официально не поставило вопрос об оплате, либо аренде участка земли, по которому проходит трубопровод?

Стоит ли объяснять, что подобный нефтепровод является мощнейшим политическим инструментом для защиты интересов республики, ее правосубъектности на международной арене?

Можно предположить, что с Южной Осетией не хотят разговаривать. Но почему, в таком случае, на окраине села Орчосан до сих пор еще не стоит небольшой нефтеперерабатывающий заводик, снабжающий из маленькой врезки Республику дешевым топливом?

Кто-то скажет, что в этом случае участок нефтепровода могут передвинуть на территорию Грузии. Во-первых, это не так просто, и лучше платить за транзит, чем делать это. Во-вторых, пусть переносят. Стоит ли объяснять, что нефтепровод – потенциально опасное техническое сооружение, и в случае, не дай бог, техногенной катастрофы именно территории Южной Осетии будет нанесен непоправимый экологический ущерб?

В интересах руководства Южной Осетии – немедленно приступить к решению вопроса с нефтепроводом Баку-Супса. Ведь, в противном случае, в поисках ответов на вышесформулированные вопросы, могут рождаться не очень уж фантастические предположения, что кто-то уже получает оплату за транзит нефтепродуктов по территории Республики, и этот кто-то, увы, не народ Южной Осетии.

Точно такие же предположения рождались и от «бесплатного» снабжения Южной Осетиtq чистейшей питьевой водой один из крупнейших регионов Грузии Мцхета Мтианети и его административный центр город Гори. Но, увы, вопросы функционирования водопровода Зонкар – Гори, до сих пор являются такой же тайной за семью печатями, как и вопросы прохождения нефтепровода Баку-Супса по территории Южной Осетии.

Главный редактор «ОСЕТИНСКОГО РАДИО» Олег КУДУХОВ.