Работа совместной группы уже дала первые результаты в виде предварительного проекта договора: это уже четвертый вариант

В Южной Осетии и России пришли, наконец, к тому, с чего и нужно было начинать в работе над договором о союзничестве и интеграции — созданию совместной рабочей группы. Обсуждение, моментами даже излишне эмоциональное, ведется внутри республики уже давно. При этом различные политические силы в ходе дискуссии друг с другом, кажется, даже забывают, что договор будет подписан не между ними, а между двумя странами.

Но вот сегодня в СМИ появилось сообщение о создании совместной рабочей группы. То есть при разработке помимо предложений осетинских политиков будет учитываться и позиция РФ.
Это важно хотя бы для того, чтобы исключить домыслы о том, что договор проталкивается одной из югоосетинских политических партий, а в высших эшелонах власти в Москве о договоре ничего не знают.
Работа совместной группы уже дала первые результаты в виде предварительного проекта договора.
Это уже четвертый по счету вариант: на авторство первого не претендует никто, второй, разработанный Политсоветом Южной Осетии, был опубликован главой МИД Давидом Санакоевым, третий был предложен партией «Единая Осетия».
Так вот четвертый проект несет на себе следы первых двух, и, по-видимому, является также следствием заявлений «Единой Осетии» о намерении добиваться включения в договор положений, обеспечивающих максимальную интеграцию РЮО с РФ.
Вследствие этого в договор вернулись предложения, касающиеся формирования единого пространства обороны и безопасности, согласно которым, «Российская Федерация обеспечивает оборону и безопасность Республики Южная Осетия, включая защиту и охрану Государственной границы Республики Южная Осетия. С этой целью Вооруженные Силы и органы безопасности Республики Южная Осетия включаются в состав Вооруженных Сил и органов безопасности Российской Федерации».
Также был услышан посыл партии большинства о необходимости упразднения пунктов пропуска на границе между Россией и Южной Осетией.
А вот предложенная интеграция подразделений МВД РЮО в соответствующее ведомство РФ, была переделана на «совместную деятельность». То есть, в отличие от военнослужащих и КГБ, нашим милиционерам не светит стать частью российского МВД, при соответствующем финансовом обеспечении и социальных гарантиях.
Исчезли из последнего на сегодняшний день проекта пункты по интеграции прокуратуры и судов в российские структуры.
Исключен также пункт, касающийся МЧС. Это при том, что эффективная деятельность ведомства весьма зависима от тесного сотрудничества с российскими коллегами по различным направлениям и в первую очередь по обеспечению функционирования стратегически важного объекта — Транскавказской автомагистрали.
В целом, проект документ можно назвать компромиссным, нацеленным на глубокую интеграцию, и, что немаловажно, свидетельствующим о желании исполнительной ветви власти прислушиваться к мнению парламента.
Опубликованный проект договора, как говорится в предваряющем его сообщении, не является окончательным, однако это, безусловно, тот рабочий вариант, который можно брать за основу.
ПРОЕКТ
Договора между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия
о союзничестве и интеграции
Российская Федерация и Республика Южная Осетия, именуемые в дальнейшем Договаривающимися сторонами,
основываясь на Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия, подписанный 17 сентября 2008 года в г. Москве,
совершая переход на новый уровень союзничества и стратегического партнерства, считая, что укрепление союзнических отношений, основанных на глубоких исторических и духовных связях, отвечает национальным интересам обоих государств,
подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций,
договорились о нижеследующем:
Статья 1
Договаривающиеся Стороны проводят согласованную внешнюю политику, которая предполагает взаимный учет интересов Договаривающихся Сторон в различных сферах сотрудничества, информирование друг друга о совершаемых в этой связи действиях, а также тесно взаимодействуют в деле укрепления мира, повышения стабильности и безопасности в Кавказском регионе.
Статья 2
1. Договаривающиеся Стороны, учитывая сложившуюся в регионе военно-политическую ситуацию, наличие реальной угрозы миру и безопасности в регионе, формируют единое пространство обороны и безопасности.
2. Российская Федерация обеспечивает оборону и безопасность Республики Южная Осетия, включая защиту и охрану Государственной границы Республики Южная Осетия. С этой целью Вооруженные Силы и органы безопасности Республики Южная Осетия включаются в состав Вооруженных Сил и органов безопасности Российской Федерации.
Порядок включения Вооруженных Сил и органов безопасности Республики Южная Осетия в состав Вооруженных Сил и органов безопасности Российской Федерации определяется отдельным соглашением, которое Стороны обязуются заключить не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Соглашения.
3. Если одна из Договаривающихся Сторон подвергнется агрессии, (вооруженному нападению) со стороны какого — либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия (вооруженное нападение) также против другой Договаривающейся Стороны.
4. Решение о применении Вооруженных Сил на территории Республики Южная Осетия согласовывается с Президентом Республики Южная Осетия.
Статья 3
Пункты пропуска через российско-югоосетинскую государственную границу упраздняются. Осуществляется свободное пересечение российско-югоосетинской государственной границы с учетом ограничений, устанавливаемых по соображениям безопасности.
Статья 4
1. Договаривающиеся Стороны осуществляют совместную деятельность (как вариант — «осуществляют взаимодействие») по противодействию организованной преступности, терроризму, экстремизму, незаконному обороту наркотиков, розыску лиц, скрывающихся от уголовного преследования, а также по принудительному исполнению судебных актов, исполнению уголовных наказаний на территории Республики Южная Осетия.
2. Порядок осуществления совместных действий Договаривающихся Сторон определяется отдельным соглашением, которое Договаривающиеся Стороны обязуются заключить не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.
Югоосетинская сторона предлагает дополнительно обсудить статью в ходе работы совместной рабочей группы с участием отраслевых специалистов.
Статья 5
1. Таможенные органы Республики Южная Осетия интегрируются в систему таможенных органов Российской Федерации путем унификации законодательства о таможенном деле с законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации, применения используемых в таможенных органах Российской Федерации средств автоматизации проведения таможенных операций, штатных программных средств, технологий в области таможенного дела, применяемых таможенными органами Российской Федерации.
2. Порядок включения таможенных органов Республики Южная Осетия в систему таможенных органов Российской Федерации (создания таможенных органов Российской Федерации на территории Республики Южная Осетия) определяется отдельным соглашением, которое Договаривающиеся Стороны обязуются заключить не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.
Югоосетинская сторона в целом согласна с тестом статьи, и предлагает дополнительно обсудить ее в ходе работы совместной рабочей группы с участием отраслевых специалистов.
Статья 6
1. Российская Федерация примет дополнительные меры, заключающиеся в упрощении процедур приобретения гражданами Республики Южная Осетия гражданства Российской Федерации и внесении необходимых изменений в законодательство о гражданстве Российской Федерации, в соответствии с которыми гражданин Республики Южная Осетия, постоянно проживающий на территории Республики Южная Осетия, может быть принят в гражданство Российской Федерации без соблюдения условия об отказе от имеющегося у него гражданства Республики Южная Осетия.
2. На граждан Российской Федерации, имеющих гражданство Республики Южная Осетия, либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории Республики Южная Осетия, не распространяются ограничения на замещение государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, предусмотренные законодательством Российской Федерации в отношении граждан Российской Федерации, имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, а также обязанности по уведомлению о наличии гражданства Республики Южная Осетия или документа на право постоянного проживания в Республике Южная Осетия.
3. Положения части 2 настоящей статьи не распространяются на граждан Российской Федерации, имеющих помимо гражданства Республики Южная Осетия либо документа на право постоянного проживания в Республике Южная Осетия, гражданство другого иностранного государства либо документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории другого иностранного государства.
Статья 7
1. Республика Южная Осетия при поддержке Российской Федерации поэтапно осуществляет повышение средней заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда, соответствующих категорий работников в Северо-Кавказском федеральном округе Российской Федерации.
2. Порядок, условия софинансирования за счет средств Российской Федерации и сроки (этапы) повышения заработной платы работников, указанных в части 1 настоящей статьи, определяются отдельным соглашением, которое Договаривающиеся Стороны обязуются заключить не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.
Примечание: формулировка статьи взята из первоначального проекта Российской Стороны.
Статья 8
1. Российская Федерация, начиная с 2016 года, обеспечивает повышение уровня пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Южная Осетия, до уровня, сопоставимого со средним уровнем пенсионного обеспечения в Северо-Кавказском федеральном округе Российской Федерации.
2. Порядок, условия и сроки (этапы) повышения уровня пенсионного обеспечения граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, а также порядок финансового обеспечения соответствующих расходов за счет средств Российской Федерации определяются отдельным соглашением, которое Договаривающиеся Стороны обязуются заключить не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.
3. Республика Южная Осетия при содействии Российской Федерации в течение 2-х лет со дня вступления в силу настоящего Договора формирует систему обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Статья 9
1. Российская Федерация совместно с Республикой Южная Осетия реализует комплекс мер, обеспечивающий:
страхование граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Южная Осетия, в системе обязательного медицинского страхования Российской Федерации;
организацию оказания медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации в медицинских учреждениях Российской Федерации гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Республики Южная Осетия.
2. Комплекс мер, указанный в части 1 настоящей статьи, и план его реализации определяется уполномоченным органом Российской Федерации не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.
Статья 10
1. Российская Федерация оказывает содействие Республике Южная Осетия в развитии сфер образования и науки.
2. В целях повышения качества образования в Республике Южная Осетия при содействии Российской Федерации:
принимаются нормативные правовые акты в сфере образования, корреспондирующие с законодательством Российской Федерации об образовании;
организуется разработка государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ, переподготовка и повышение квалификации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
осуществляются согласованные меры, направленные на подготовку специалистов по приоритетным направлениям развития науки и техники.
Договаривающимися Сторонами принимаются меры по обеспечению взаимного признания документов об образовании и квалификации специалистов.
3. План мероприятий по реализации задач, указанных в настоящей статье, уполномоченные органы Договаривающихся Сторон обязуются согласовать не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.
Статья 11
1. Российская Федерация оказывает помощь Республике Южная Осетия в реализации программ развития культуры, искусства, русского и осетинского языков, спорта и туризма.
2. Планы мероприятий по реализации задач, указанных в части 1 настоящей статьи, уполномоченные органы Договаривающихся Сторон обязуются согласовать не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.
Статья 12
Формулировка статьи подлежит дополнительному обсуждению с учетом окончательных формулировок статей 2, 4, 5 проекта Договора.
Статья 13
Официальная переписка между органами государственной власти Республики Южная Осетия и Российской Федерации осуществляется на русском языке.
Статья 14
Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу с даты обмена ратификационными грамотами.
Статья 15
Настоящий Договор заключается сроком на 25 лет и автоматически продлевается на последующие десятилетние периоды, если ни одна из Договаривающихся Сторон не заявит путем письменного уведомления о своем желании прекратить его действие не позднее, чем за 1 год до истечения очередного периода его действия.
В настоящий Договор могут быть внесены изменения, являющиеся его неотъемлемой частью, которые оформляются дополнительными соглашениями. Изменения могут быть предложены любой из Договаривающихся Сторон путем направления соответствующего обращения к другой Договаривающейся Стороне.
Совершено в г. _________ __________ 2015 года в двух экземплярах, каждый на русском и осетинском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

На фото: «Нар» Магреза Келехсаева (фрагмент)