«Сэр» Кристофер Джойс и его цхинвальские «рыцари печального образа»

Как показывает практика последнего десятилетия, декларируемый европейским сообществом тезис о равноправии человека и государства так и не нашел своего отражения в политике проводимой ЕС и международным сообществом по отношению к Республике Южная Осетия и ее гражданам.
Несмотря на наличие у РЮО, как минимум с 1992 года официального международно-политического статуса, используя которой Республика в течение четверти века всячески пытается донести свою позицию до официальных международных структур, действия последних напоминают героев повести А.П. Чехова «Палата № 6». 
Еще более удручающую ситуацию создают НПО Южной Осетии, которые под флагом «отстаивания идей и позиции» страны на различных «международных неофициальных площадках» пытаются на самом деле подороже продать себя и свое собственное виденье «места Южной Осетии», больше напоминающее «бестселлеры» «очковтирателей» Зига Зиглара и Гленна Тарнера. 
Оно и понятно ведь «западные ценности и свободы» требуют соответствующей «упаковки» в виде желтых брошюрок из серии «как стать успешным и богатым», «как всегда быть мотивированным» и т.д.
В качестве примера можно привести грузино-осетинский гражданский Проект «Точка зрения» (обратите внимание — он только гражданский), на котором в течение 7 лет югоосетинские НПО, якобы, пытались убедить и доказать грузинским и иностранным участникам состоящим как из представителей НПО, международных организаций, так и официальных структур Грузии, ЕС и США, что Южная Осетия имеет право на отдельное существование и ее не следует рассматривать как часть Грузии. 
Аналогичные попытки предпринимались и на других встречах в том числе на прошедшем в Стамбуле в октябре 2015 года «сейшне», организованном для югоосетинских и грузинских любителей бесплатных турецких 2-х звездочных отелей известным американским «промоутером» Филом Гамагеляном из Института по разрешению конфликтов Университета им. Джорджа Мейсона.
При этом лидеры и активные представители югоосетинских НПО доказывали и уверяли, что у них имеются «колоссальные положительные подвижки» в данном вопросе, есть «понимание со стороны иностранных участников», и медленно, но уверенно «Южная Осетия может рассчитывать на получение полноценного флагштока с трехцветным штандартом на берегу Гудзона». 
Однако, иллюзии самозваных «гражданских дипломатов» Южной Осетии в одночасье развеял доктора Кристофер Джойс, региональный Советник Соединенного Королевства по конфликтам и пост-конфликтным вопросам на Кавказе, в ходе конференции «Политика решения конфликтов: чего мы достигли за последние два года», которая прошла в конце прошлого года в Тбилиси. 
Внимательное прочтение «сэра» К. Джойса не оставляет сомнений: он не просто поставил под сомнение «компетентность» своих «партнеров» в лице югоосетинских грантополучателей, но и доказал, что бурная деятельность югоосетинских общественных деятелей «по признанию Южной Осетии» не стоит выеденного яйца и даже не рассматривается западным экспертным сообществом в качестве адекватной.
Предлагаем вам самостоятельно ознакомиться с оригиналом текста на английском языке и нашим переводом на русский. 
Делайте выводы оцените «достижения» югоосетинских НПО на «международном уровне», а также истинные планы и намерения ЕС в отношении Южной Осетии.
http://www.facebook.com/UKinSouthCaucasus/?fref=nf
Отметим, что в январе 2016 года с опозданием более чем на месяц, авторами был опубликован русскоязычный вариант, в котором все «острые» моменты были аккуратно «заглажены». 
Ясно, что это сделано с целью максимально минимизировать возможное раздражение югоосетинского читателя не владеющего, по мнению английских дипломатов, языками и не способного самостоятельно без чужой подсказки анализировать и делать вывод. 
http://www.facebook.com/UKinSouthCaucasus/

Алан Джиоев

Соединенное Королевство на Южном Кавказе — Решение Конфликтов

Речь доктора Кристофера Джойса, Регионального Советника Соединенного Королевства по конфликтам и пост-конфликтным вопросам на Кавказе, на конференции «Политика решения конфликтов: чего мы достигли за последние два года».
«Решение конфликтов в Грузии и на Южном Кавказе: серия упущенных возможностей!» — Будет ли это точкой зрения историков в будущем? 
Эта конференция посвящена достижениям и проблемам политики решения конфликтов в Грузии за последние три года. Мы сегодня уже прослушали доклады о широкой деятельности и политике грузинского правительства, грузинского общества и международного содружества. Я работаю в этом регионе более двух лет, освещая вопросы конфликтов на Кавказе и управляя Фондом Соединенного Королевства по предотвращению Конфликтов, поддержке стабильности и безопасности (UKCSSF). И, поэтому, я, конечно же, не могу не отметить некоторые достижения международного содружества, но также выскажусь и о той деятельности и политических подходах, которые оказались не такими удачными.
За последние два года я выяснил, что в истории решения конфликтов в этом регионе преобладает длинный список упущенных возможностей. Некоторые из них становятся очевидными только задним числом, другие — в свое время. Недостаток политической смелости не дает индивидуумам или правительствам воспользоваться такой возможностью. Невозможно предугадать подходит ли какое-то конкретное время для новой инициативы или дискуссий или нет, но если мы не будем пытаться что-то предпринять, то события будут развиваться далее, и кто-то другой будет определять условия. 
Великобритания много лет связывает себя обязательствами решить конфликты Южного Кавказа. Тесно сотрудничая с коллегами из Евросоюза и другими международными организациями, мы выделяем значительное время и финансовые ресурсы на то, чтобы помочь общинам и правительствам в регионе справиться с проблемами которые мешают мирному сосуществованию народов.
Недавно Великобритания подтвердило свое обязательство найти мирное решение конфликтов, которые не дают этому региону достичь своего полного потенциала.

Позиция Великобритании

Те из вас, кто следит за событиями в Великобритании, знают, что на этой неделе правительство Соединенного Королевства заявило о двух новых политических (директивных) документах имеющих непосредственное отношение к этому региону: Стратегия Национальной Безопасности с прилагающимся к ней Обзором Стратегической Защиты и Безопасности вместе с новой Стратегией Помощи Великобритании. За ними последовал Обзор Расходов, в котором были распределены фонды для всех правительственных программ до 2020 года.
Хотя документ Стратегия Национальной Безопасности в основном касается безопасности Соединенного Королевства, в нем признается тот факт, что в эпоху глобализации на безопасность Соединенного Королевства и ее граждан могут повлиять события, происходящие далеко от Британских Островов. Поэтому один из трех приоритетов, указанных в этом документе, гласит:
«Помочь укреплению международного порядока, основанный на нормах его организаций, путем поощрения реформ предоставляющих возможность дальнейшего участия в этом процессе растущих держав. Мы будем работать с нашими партнерами, чтобы сократить количество конфликтов, способствовать стабильности, правильному управлению и соблюдению прав человека». 
Этот приоритет Великобритании имеет непосредственное отношение к Грузии и Южно-Кавказскому региону. Позвольте остановиться на различных аспектах этого приоритета:

Укрепление международного (мирового) порядка и его институтов, основанных на международных нормах.

Великобритания является членом многих международных организаций, таких как, Совет Безопасности ООН, НАТО, Евросоюз, Большая 7, ОБСЕ, Совет Европы, Международный валютный фонд и т.д. Великобритания постоянно работает над тем, чтобы деятельность этих организаций была эффективна и совершенствовалась, что служило бы гарантом ее значимости в постоянно меняющемся мире. К сожалению, недавно, ценности и принципы, являющиеся основой этих организаций, были подвергнуты сомнению. В документе Новая Стратегия говорится о том, что Россия проявила «желание подорвать нормы международного сотрудничества для того чтобы защитить свои интересы». Это вызов всему мировому сообществу. Поэтому Великобритания намерено тесно сотрудничать со своими партнерами в целях восстановления стабильности, гарантом которой являются эти организации. 
В настоящее время Великобритания использует свое членство в этих многочисленных организациях, чтобы прямо поддержать внешнюю политику Грузии. Во многих из этих организаций Великобритания использует свою глобальную дипломатическую сеть, чтобы поддержать призыв к территориальной целостности Грузии и напомнить другим нациям о неразрешенных конфликтах и текущие проблемы ВПЛ (внутренне-перемещенных лиц)и их право на возвращение в прежние места проживания.
Вторая часть этого приоритета из документа о Стратегии Национальной Безопасности гласит…
Мы будем работать с нашими партнерами, чтобы сократить количество конфликтов, способствовать стабильности, правильному управлению и соблюдению прав человека.
По всему Южному Кавказу Великобритания тесно сотрудничает с рядом международных и местных организаций и НПО, чтобы разрешить конфликты и помочь в развитии основных правительственных и социальных механизмов, укрепляющих демократические и стабильные страны. 
Вам приятно будет узнать, что в Южно-Кавказском регионе Грузия получает очень большую финансовую и техническую поддержку от Великобритании через Фонд по предотвращению Конфликтоф, поддержке Стабильности и Безопасности и Фонд Правильного Управления.
Фонд Правильного Управления, который был открыт в этом году нашим премьер-министром, имеет целью повысить уровень управления, путем оказания помощи в реорганизации некоторых структур грузинского правительства и улучшения механизмов и практики государственного управления. Этот фонд рассчитан на несколько лет, и он будет развиваться. В этом году Великобритания выделило 3 млн. фунтов стерлингов на проблемы связанные с управлением.
Темой разрешения конфликтов в основном занимается Фонд по предотвращению Конфликтов, поддержке Стабильности и Безопасности. Великобритания в этом году намеревается потратить в этом регионе свыше 4 млн. фунтов стерлингов на проекты посвященные разрешению конфликтов, выработке гибкости и стабильности. Согласно Обзору Затрат Великобритании, я могу заявить, что этот уровень финансирования сохранится, по крайней мере, следующие четыре года. Он может быть даже увеличен.
Этот фонд финансировал не только сегодняшнее мероприятие, но он поддерживает и широкий спектр деятельности по всей Грузии, включая работу в Абхазии и Южной Осетии. 
Эта деятельность включает следующее:
— Различные диалоговые процессы между грузинами, абхазами, осетинами, русскими, армянами и азербайджанцами. Многие из этих процессов дают уникальную возможность для общин, разделенных прошлыми и настоящими конфликтами, встретиться лицом к лицу и получить информацию об общинах, к которым они принадлежат. Очень часто они начинают осознавать, что у них много общего и что только политика на высоком уровне мешает им установить регулярные хорошие отношения. Во многих случаях эти диалоговые процессы дают возможность правительствам и гражданскому обществу обменяться важными посланиями и обсудить проблемы более глубоко, нежели это возможно в официальном международном процессе.
— В Абхазии мы оказываем поддержку местным НПО, которые пытаются улучшить жизнь всех людей живущих в Абхазии. У нас есть проекты целью которых является улучшить преподавание английского языка, для того чтобы люди смогли выйти на более широкие контакты с миром и получили доступ к альтернативным источникам информации. Мы оказываем поддержку защитникам прав человека. Через организацию HALOTrustмы стараемся уничтожить неразорвавшиеся единицы артиллерийской и боевой техники, последствия прошлых конфликтов (спустя 20 лет они очень опасны).
— Мы также уделяем внимание проблемам стабильности в остальной части Грузии, поддерживая профессиональное обучение в Панкиском Ущелье. Мы улучшаем информационный поток, помогая местным и любительским радиостанциям и развивая уникальное интерактивное содержание в вопросах непосредственно касающихся сообществ по всей стране.
— Национальная стабильность также зависит от эффективных правительственных учреждений и соответствующих механизмов. Поэтому мы поддерживаем Государственный Совет по Управлению Безопасностью и Кризисом в вопросе разработки ответного механизма в управлении кризисом, который, мы надеемся, будет реализован в следующем году. Другие различные проекты поддерживаемые Фондом Правильного Управления также имеют целью развитие гибкости управления в Грузии, поощряя ее демократические мандаты, улучшая прозрачность и систему принципов взаимозависимости и взаимоограничения законодательной, исполнительной и судебной власти.
— и, наконец, Фонд по Конфликтам, Стабильности и Безопасности позволяет Великобритании командировать персонал в EUMM (Мониторинговая Миссия Евросоюза), в офис EUSR(Специальные Представители Евросоюза) и в Министерство Обороны Грузии.
Вся эта работа преследует цель улучшить отношения общин во всем регионе. Великобритания стремится углубить эти отношения особенно с Абхазией и Южной Осетией. Мы хотим, чтобы население этих территорий получило возможность наладить отношения и с другими странами, а не только со своими непосредственными соседями. Вот почему мы приглашаем жителей Абхазии и Южной Осетии в Великобританию и даем им возможность познакомиться с другими странами. Но имейте в виду, что наше желание наладить отношения с этими народами не говорит о том, что мы становимся на скользкий (опасный) путь к их признанию. Я уже говорил, что Великобритания не только твердо поддерживает территориальную целостность Грузии, но мы также используем нашу дипломатическую сеть, чтобы поощрить другие страны придерживаться международно- признанных границ Грузии.
Подход Великобритании к разрешению конфликтов в грузинском контексте сфокусирован на предоставлении проектов и установок, которые необходимо реализовать не только в ближайшее время, но и в более отдаленном будущем.
В этих временных рамках мы надеемся снизить напряжение между вовлеченными в конфликт общинами, улучшить понимание событий прошлого и настоящего, и наладить связи между многонациональными общинами, проживающими на территории современной Грузии. 
Через дипломатию и проектную работу Фонда по предотвращению Конфликтов, поддержке Стабильности и Безопасности Великобритания намерена создать такую среду, в которой бы грузины, абхазы и южные осетины понимали и уважали точку зрения друг друга и с полной уверенностью могли бы обсуждать проблемы как равные партнеры.
Судьбу взаимоотношений между Тбилиси, Сухуми и Цхинвали решать не Великобритании или какому-нибудь другому члену международного сообщества. Не думаю, что любая внешняя попытка навязать сторонам соглашение будет иметь успех.
В конечном счете, именно от народов Абхазии, Южной Осетии и остальной части Грузии зависит, сядут ли они за стол переговоров и придут ли к определенному решению. Международное сообщество здесь для того, чтобы помочь сторонам дойти до этой ступени и способствовать диалогу между сторонами, мы не собираемся навязывать какое-либо решение.

Итак — решение за вами

За последние два года произошел значительный сдвиг в открытой позиции и риторике грузинского правительства по отношению к Абхазии и Южной Осетии. ( Включая новую позитивную атмосферу на Женевских дискуссиях, являющейся результатом прекрасной дипломатии Грузии). Что и было замечено населением Абхазии и Южной Осетии. Однако это население очень скептически относится к намерениям Грузии и полагает, что эта риторика может легко измениться. Ему необходимо нечто более существенное, то, что бы более реально продемонстрировало истинные, благие намерения грузинской нации.
А это нелегко сделать. Грузинскому правительству предстоит решить главную проблему, прежде чем в его политике по отношению к Абхазии и Южной Осетии начнутся ощутимые перемены.
В современной политической обстановке проходят горячие политические дебаты в рамках внутренних проблем Грузии. Вопрос о том, как Грузия должна относиться к Абхазии и Южной Осетии, не очень привлекательный предмет обсуждения для любого политика. Проблема не может быть решена одним индивидуумом, и вариантов этого решения очень мало. С какой стати разумному политику или правительственному чиновнику захочется коснуться такой сложной проблемы, проблемы, которая едва ли вызовет существенную поддержку общественности в ближайшее время? А принимая во внимание предстоящие в следующем году выборы, для любого здравомыслящего политика это последняя тема для обсуждения, которую бы хотелось поднять открыто.
Никак не найти подходящее время. Всегда найдутся хорошие причины для того чтобы не брать инициативу в свои руки. Но, я опять задаю вопрос, с которого начал свою речь. Будут ли историки будущего оглядываться на этот период и думать, если бы только они действовали решительно тогда, это был их единственный шанс, прежде чем они потеряли любую возможность наладить связи со своими отколовшимися территориями. 
А проблема, стоящая перед вами берет свое начало здесь же. Региональный и глобальный контекст вокруг Абхазии и Южной Осетии продвигается и в обществе так же должны происходить дискуссии по этому вопросу. Нам, всем присутствующим в этом зале (грузинским чиновникам, гражданскому обществу, международному сообществу — как дипломатическим, так и неправительственным организациям) необходимо начать дебаты для более широких слоев грузинского общества.


ИАИ «Осрадио»