Грузия заинтересована в строительстве газопровода AGRI в обход России

Грузия готова к реализации проекта по строительству трубопровода AGRI, предусматривающего поставку газа из Каспийского региона в обход России. В Тбилиси считают, что строительство AGRI обойдется дешевле, чем Nabucco. Но составит ли он конкуренцию «Южному потоку» — вопрос.
Грузия заинтересована в реализации проекта AGRI, сообщил министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе. Он отметил, что проект Nabucco принципиально важен, но неизвестно, будет ли он реализован. Ведь его реализация откладывается из года в год, посетовал глава грузинского МИДа.
При этом, по словам министра, AGRI гораздо дешевле и его можно реализовать значительно быстрее. «У всех государств, участвующих в этом проекте, сохраняется не только заинтересованность, но и решимость. Не только Грузии и Азербайджана, а, прежде всего, европейских стран-потребителей, которым нужен альтернативный источник и маршрут получения энергоносителей», — заявил Григол Вашадзе.
«Пока в проекте задействованы Румыния и Венгрия. Но мы надеемся, что к нему присоединятся и другие европейские государства», — добавил он. Позицию других государств по этому поводу можно будет узнать на саммите AGRI, запланированном на конец 2012 года, передает «Зеркало недели».
Министр затруднился ответить на вопрос, на какое именно месторождение ориентирован AGRI, однако заверил, что газ «совершенно точно» будет поставляться не только из Каспия, но еще и из Центральной Азии.
Проект AGRI (Azerbaijan-Georgia-Romania Interconnector) предусматривает доставку газа из Каспийского региона в обход России. Политическую декларацию о его создании в сентябре 2010 года подписали президенты Азербайджана, Грузии, Румынии, а также премьер-министр Венгрии.
Проект призван обеспечить альтернативный российскому маршрут по доставке азербайджанского газа в Европу. Предполагается, что газ будет транспортироваться из Азербайджана на черноморское побережье Грузии. Уже там газ будет сжижаться, и танкерами по морю его доставят в румынский порт Констанца. Затем топливо вернут в газообразное состояние, и оно пойдет из Румынии в Венгрию и далее в Западную Европу.
Перспективы Nabucco туманны, поскольку он оказался слишком дорогим. Выяснилось, что стоимость Nabucco составит не 8 млрд евро, как планировалось, а 15. Кроме того, его просто нечем заполнять. Дело в том, что газ планируется поставлять в Европу из месторождения «Шах-Дениз-2» в Азербайджане, объем которого оценивается всего в 10 млрд кубометров в год. Это лишь треть мощности Nabucco. При этом шансов на получение дополнительного объема газа из Ирака или Туркменистана практически не было.
В итоге руководители проекта поддержали более дешевый вариант. Протяженность Nabucco решили сократить почти в три раза. Укороченный вариант предполагает газопровод, который пройдет по территории четырех стран от турецко-болгарской границы до австрийского города Баумгартена. Его длина составит около 1 тыс. 300 километров.
У более дешевого проекта AGRI шансы на реализацию довольно низкие, считают эксперты. «Стоимость проекта AGRI меньше, чем у основных рассматриваемых сейчас альтернатив, и может составить порядка 2-5 млрд долларов в зависимости от мощности, которая может варьироваться от 2 до 8 млрд кубометров в год. Стоимость «Южного потока» может достигнуть 20-25 млрд долларов, а строительство Nabucco, по некоторым оценкам, может оказаться немногим дешевле. Но не стоит забывать, что мощность у этих проектов гораздо больше — 31 млрд кубометров в год у Nabucco и 63 млрд кубометров у «Южного потока». Это означает, что проект AGRI не сможет снизить зависимость от российского газа», — заявил газете ВЗГЛЯД аналитик «Инвесткафе» Григорий Бирг.
«Пока строительство AGRI — всего лишь амбиции, — соглашается эксперт ИФК «Солид» Никита Рязанов. — Однако надо понимать, что в данной ситуации ни Грузии, ни Азербайджану выбирать особо не приходится: раз уж с Nabucco не получается, то нужно подключаться к AGRI, поскольку пути доступа к европейскому рынку в обход России, которая, к слову, пока строит только планы, необходимы как воздух. Если рассматривать AGRI как единственно возможную альтернативу Nabucco, то, без сомнений, интерес со стороны западно-европейских инвесторов и политических сил со временем проявится. Но сейчас у Европы как никогда много финансовых дыр для латания, чтобы вкладываться в развитие AGRI».
http://www.vz.ru/economy/2012/6/25/585314.html