На трех стульях

25 июня Совет Федерации ратифицировал договор о добрососедстве и союзничестве России и Казахстана в XXI веке, подписанный президентами 11 ноября 2013 года. Главным пунктом данного документа значится обязательства сторон по координации своей внешней политики, что особенно важно для Москвы в контексте конфликта на Украине, строительства Евразийского союза, а также выработки общей линии по урегулированию ситуации в Афганистане. Однако многовекторность Астаны оставляет Москве мало шансов на уверенность в том, что Казахстан будет четко придерживаться политической линии Кремля на международной арене.
Несмотря на тесную экономическую интеграцию в рамках Таможенного союза (который вот-вот станет основой для нового образования — Евразийского союза), Казахстан сохраняет диверсифицированность во внешней политике. Более того, являясь одним из первых лоббистов экономической интеграции на постсоветском пространстве, бессменный казахстанский президент Нурсултан Назарбаев в прошлом году дал ясно понять Москве — он против перерастания экономической интеграции в политическую. Примечательно, что именно господин Назарбаев в далеком 1991 году наиболее активно по сравнению с другими лидерами союзных республик выступал за сохранение СССР и поэтому отказался подписывать Беловежские соглашения. Однако теперь, понимая, что политические системы России и Казахстана сильно разошлись в своем развитии, казахстанский лидер сдерживает присутствие России в своей стране и ее влияние на казахстанскую политику.
Так, Астана открыла самое ценное достояние национальной экономики ведущим западным компаниям. Добыча нефти и газа в одном из крупнейших в мире месторождений — Кашгане — в середине 2000-х гг. были отданы на откуп западным компаниям. Так, к его разработке привлечены итальянская Eni, французская Total, британо-голландская Royal Dutch Shell, а также американская Exxon Mobil при контроле со стороны казахстанского государства. Российские компании не были допущены до этого проекта.
Нурсултан Назарбаев предпочел не ограничиваться исключительно экономическим сотрудничеством с Западом. В начале этого года Астана предоставила силам НАТО право использования аэродрома в Шымкенте для транзита грузов из Афганистана. Вместе с тем Казахстан тесно интегрирован в контролируемый Москвой военно-политический блок ОДКБ, играющий роль потенциального противовеса НАТО в центральноазиатском регионе и площадки интеграции военных систем постсоветских стран.
Кроме того, казахстанский лидер пригласил бывшего британского премьер-министра Тони Блэра руководить группой консультантов, курирующих процесс экономических реформ. Этот жест продемонстрировал, что Астана не рассматривает интеграцию в рамках Таможенного и Евразийского союзов в качестве альтернативы экономическим отношениям с Западом.
Астана не позволяет себе «сеть на распорку» между Россией и Западом (что регулярно приводит к внутренним конфликтам в постсоветских странах) и заручилась политической и экономической поддержкой Китая. В 2009 году был запущен крупный газопровод Казахстан — Китай, который является важным элементом доставки узбекистанского газа в КНР, а также будет транспортировать в эту страну кашганский газ. В политическом плане страны сумели решить территориальные споры, что облегчает двусторонний диалог.
В щепетильных вопросах политики на постсоветском пространстве Нурсултан Назарбаев также предпочитает уходить от однозначной поддержки политики Москвы. В вопросе статуса Абхазии и Южной Осетии Казахстан занял принципиальную позицию — новые государства не признавать. Однако в крымском вопросе МИД Казахстана четче проявил свою позицию, завив, что «уважает свободное волеизъявление крымчан», чем вызвал беспокойство своих западных партнеров. Однако Астана пока не решилась открыто поддержать Кремль в его противоборстве с Западом вокруг украинского кризиса.
Ратифицированный российским парламентом договор — дипломатический реверанс в сторону России, не означающий коренной перелом в многовекторной политике господина Назарбаева. Напротив, в случае усложнения ситуации на Украине Астана не будет просто следовать в российском внешнеполитическом фарватере, а займет скорее нейтральную позицию. В то же время, в экономическом отношении — это по-прежнему союзник Кремля, рассматривающий экономическую интеграцию на постсоветском пространстве в качестве способа стимулирования инвестиций и экономического роста, но не намеренный поддерживать переход экономического союза в политическое объединение.

http://www.politcom.ru/17772.html