Грузия: чего бы кому продать?
Как считает глава Минфина Грузии Нодар Хадури, снижение экономического роста и прочие «неприятности» вызваны «внешними шоками». Что же касается макроэкономических параметров, министр утешил общественность тем, что они, то есть параметры, пересмотрены «всеми странами региона» — Арменией, Азербайджаном, Россией, Украиной и государствами Центральной Азии. Порадовал Хадури и тем, что «Грузия является единственной страной с позитивным прогнозом роста».
Между тем в правительственных коридорах и экспертных кругах в лексику вошло такое устойчивое словосочетание, как «антикризисный план», который официально преподносится как документ, позволяющий «справиться с трудностями». Подразделен он на три периода — краткосрочный (март-июнь 2015 года), среднесрочный — до конца 2015 года, и долгосрочный, то есть, вплоть до 2017 года.
Не вдаваясь в подробности того, как Грузия докатилась до жизни такой — то есть тотальной безработицы, обнищания все большей части населения, резкого снижения экспорта и сильной зависимости от импорта; до цен на продукты питания, которые значительно выше, чем в странах с высоким уровнем доходов населения; спада туризма, нищенского сельского хозяйства в более чем благополучных климатических условиях, низкого уровня инвестиционной активности — правительство, согласно вышеуказанному плану, в первую очередь решило заработать деньги на распродаже остатков объектов государственной собственности, а также взять кредиты для реализации крупных инфраструктурных проектов.
Кстати, придя к власти в 2012 году, новое грузинское правительство свернуло многие инфраструктурные проекты прежнего руководства страны как экономически неэффективные. А потом ужесточило визовую политику, чем резко снизило поток туристов в Грузию и бизнес-активность иностранного капитала. Теперь вот ситуация отыгрывается назад: ожидается либерализация визового режима и упрощение процедуры предоставления иностранцам вида на жительство. Что произошло: одумались, или решили, что население взбунтуется?
«Мы все это исправляем», — сказал министр экономики и устойчивого развития Георгий Квирикашвили. «Исправить» ситуацию он также рассчитывает получением доходов от приватизации. Список подлежащего отчуждению уже известен. Речь идет о продаже 20 объектов, за которые можно выручить, по данным правительства, 300 миллионов долларов. Всего-то! Глава Минэкономики полагает, что такая мера «окажет позитивное воздействие на курс национальной валюты», и, кроме того, поможет профинансировать инфраструктурные проекты.
А продать власти решили президентскую резиденцию в поселке Бобоквати на Черноморском побережье Грузии, правительственные дачи в предместье Тбилиси, бывшее здание Национального банка, здание Минэкономики, компанию «Почта Грузии», гостиничный комплекс на горнолыжном курорте «Гудаури», бальнеологический курорт в Тбилиси, здание министерства экономики, пару винных заводов и еще кое-какую мелочь (кстати, вилла великого князя Николая Михайловича в Ликани — та, что на фото — уже продана). Но, что существенно, государство решило отказаться от своей 25-процентной доли в Тбилисской электрораспределительной компании ТЭЛАСИ, 75 процентов участия в которой принадлежит РАО «ЕЭС России». И, что еще более существенно, речь идет об отчуждении 25-процентного пакета акций «Железной дороги Грузии», которая в настоящее время находится в 100-процентной собственности государства.
Как считают многие грузинские эксперты, Россия с нетерпением ждет этого момента — то есть продажи акций дороги и вообще любого стратегически важного объекта Грузии, включая ТЭЛАСИ. Другие же утверждают, что в отчуждении двадцати пяти процентной доли нет никакой опасности в силу ее малости, не дающей возможности новому владельцу диктовать Грузии собственную политику. Но, напомним, большой частью железных дорог на Южном Кавказе уже распоряжается РЖД — в Абхазии и в Армении.
Понятно, что от приватизации остатков грузинской «роскоши» экономика республики из кризиса не выйдет: во-первых, средства, которые планирует получить государство, слишком малы. Во-вторых, экономическая команда правительства не имеет вразумительной стратегии экономического развития и создания привлекательной инвестиционной среды — она только обещает, что все устроится лучшим образом и довольно скоро. Правительство даже демонстрирует свое «неподчинение» Международному валютному фонду, который рекомендовал повысить определенную категорию налогов и сократить расходную часть бюджета. Как заявил глава Минфина, «исходя из социальных интересов населения, налоги повышены не будут». А вот над сокращением расходной части бюджета работа идет. Но, заверил Хадури, «сокращение коснется только текущих трат и не затронет ни капитальные, ни социальные расходы».
Заодно грузинскому правительству придется, вероятно, отказать себе в премиях и разного рода надбавках к зарплате — во всяком случае, тема эта в местном обществе стоит остро, и правительству политику «затягивания поясов» стоит начать с себя. А также серьезно подумать над облегчением налогового бремени как для внутренних, так и для иностранных инвесторов.
Интересный факт: столкнувшись с довольно острыми экономическими проблемами, нынешнее грузинское правительство решило реализовать ряд мероприятий, которые проводило правительство Саакашвили, за что его склоняли на каждом углу — в частности, организовывать в стране масштабные концерты известных исполнителей. «Мы планируем начать маркетинговую и PR-кампанию на нескольких целевых рынках, с которых мы ожидаем прибытия наибольшего количества туристов. Также мы планируем создать календарь для проведения масштабных международных концертов и фестивалей», — сказал министр экономики Квирикашвили. О возвращении к либерализации визового режима, инициатором которой в свое время был Саакашвили, за что его критиковали все, кому не лень, сказано выше.
Понятно, однако, что без относительно мощного потока иностранных инвестиций экономика Грузии удержаться на плаву не сможет. И хоть правительство очень гордится тем, что прямые иностранные инвестиции в минувшем году увеличились по сравнению с годом предыдущим на 39 процентов, они все же не превысили 1 миллиарда 272 миллионов долларов, то есть, — около 7% от ВВП. А для того, чтобы экономика слегка вздохнула, инвестиций требуется раза в три-четыре больше.
Если взять за основу секторальность вложений капитала, то наиболее привлекательными сферами для зарубежных инвесторов в минувшем году были транспорт — 27%, строительство — 23%, перерабатывающая промышленность — 13%, энергетика — около 9%, хотя еще несколько лет назад последняя сфера была едва ли не самой привлекательной для иностранного инвестора.
Особо следует выделить иностранные инвестиции в недвижимое имущество Грузии — в прошлом году они не превысили 7% с небольшим. Вероятно, такой сравнительно низкий показатель обусловлен введением временного моратория на покупку земли иностранцами, изменением визовых регуляций и сложностями с получением вида на жительство. А теперь, конечно, к этому добавился взлет курса доллара и ухудшение банками кредитных условий. По свидетельству риэлторских компаний, в текущем году резко сократился спрос на строящееся жилье и офисные площади, а также на завершенные и отремонтированные объекты. При этом цены на недвижимость в Грузии, включая землю, по идее, должны были понизиться, но этого не произошло. Зато подешевела аренда квартир — предложение здесь значительно превысило спрос.
Но ни увеличение туристического потока, ни строительный бум не сыграют решающей роли в спасении грузинской экономики и стабильности национальной валюты, которая, кстати, пострадала гораздо меньше, чем валюты других стран. Пострадала еще и потому, что работающие за границей, в основном, в России, грузинские трудовые мигранты значительно сократили суммы долларовых переводов оставшимся на родине семьям. Кроме того, Грузия экспортирует в разы меньше товаров, чем импортирует, и правительство решило создать специальный институт для поощрения экспорта. В основе его лежит предоставление частным компаниям государственных гарантий. И, разумеется, ставка должна делаться на развитии собственной промышленности и сельского хозяйства.
Словом, правительство Грузии должно хорошенько поработать, то есть выполнить все, что обещало населению, когда рвалось к власти в 2012 году, а не сваливать свои «проколы» и тяжелую экономическую ситуацию в стране на «происки» бывшей власти во главе с экс-президентом Саакашвили. Нынешний премьер Ираклий Гарибашвили в «ажиотаже» по поводу экономической ситуации обвиняет именно бывшую власть, «не заинтересованную судьбой нашей страны», и стремящуюся «накалить ситуацию».
Минувший год премьер почему-то назвал «позитивным» для Грузии — может, потому, что лари не обрушился. Но, признал он, «в этом году мы не станем исключением, поскольку сложная ситуация сложилась во всем мире, и экономика такой малой страны, как Грузия, привязана к мировой экономике».
Словом, Грузии, похоже, остается сидеть и ждать у моря погоды, то есть милости от судьбы, но не от правительства, которое обязано создать приличную «погоду» само.
http://www.rosbalt.ru/exussr/2015/03/20/1379831.html