Церковный вопрос в Осетии или борьба за храмовые территории как отражение религиозных противоречий

На страницах нашего издания мы не раз в разные годы обращались к проблемам религии, и в частности к вопросу разночтений восприятия национальных верований и христианства. Но начатый предметный разговор в прошлом номере газеты мы решили продолжить сегодня. Тем более, что основания для этого имеются.
В Куртатинском ущелье в святилище «Мад Майрамы-дзуар» недавно произошел нестандартный инцидент. Из помещения неизвестные выкинули иконы и сбросили в пропасть плиту (датированную 1900 годом) с именами участников реконструкции святилища.
Конфликт, возникший между сторонниками разных версий возникновения и принадлежности этого храма, до сих пор не решен. Краевед из Владикавказа Феликс Киреев пояснил, что история святилища берет начало в XI в., когда грузинская царица Тамара подарила аланам икону Божьей матери. По его словам, эта икона хранилась здесь более 600 лет, но впоследствии была утеряна при загадочных обстоятельствах. Представители Владикавказской Епархии утверждают, что эта история признана прочной платформой для утверждения, что храм является православным. Директор госучреждения «Наследие Алании» Людмила Габоева также пояснила СМИ, что «Мад Майрамы дзуар» состоит на учете как церковное святилище и в четвертый раз сброшенная плита должна рассматриваться как преступление.
Однако существует и другая версия происхождения дзуара. Как сообщил активист инициативной группы молодежи по сохранению культурного наследия Осетии Алхаз Кокоев, около двух месяцев назад в администрации Фиагдонского сельского поселения встретились старейшины, священнослужители Аланского монастыря и представители местных властей и госструктур. Старейшины рассказали, что от своих дедов знают это святилище «как святое место носителей осетинской веры», где произносились молитвы по древним осетинским традициям. Факт реставрации в 1900 году православными христианами и появление алтаря они считают недостаточным основанием для признания святого места церковным. Тогда настоятель Аланского монастыря отец Стефан согласился с этими аргументами. Итогом беседы стала просьба вынести иконы из святилища и объяснять пастве, что этот храм не христианский. Однако церковную утварь все же оттуда никто не убрал.
Старейшины и называющие себя «ирон диныл хæст адæм» (букв. сторонники осетинской веры), в свою очередь, считают вандализмом то, что в дзуаре вновь появились православные иконы. «Наш долг уберечь святые места наших предков от тотальной христианизации, ведь никто не вправе отнимать нашу веру», – сказал Алхаз Кокоев.
Что тут можно сказать? Господин Киреев, конечно же, признанный специалист, но практикуется он, насколько нам известно, преимущественно по истории городской культуры. Кроме того, едва ли можно считать доказательством принадлежности святилища к православию тот факт, что ему была подарена икона грузинской царицей. В таком случае и святилище Реком также православная церковь уже только потому, что ему грузинский царь Георгий подарил колокол. Такими подарками грузинские правители пытались привязать осетинские святилища к грузинской церкви и через это получить возможность влияния на Осетию.
И все бы ничего, если бы идеологические разногласия не стали переходить вплоскость экстремизма. Очевидно, у Владикавказской Епархии святилище «Мад Майрамы дзуар» в Куртатинском ущелье осталось последней неосвоенной территорией. Надо понимать, что у всего есть своя мера и то, что она была превышена, свидетельствует ответная реакция, которая по своему характеру, является таким же опасным действием, как и демонстративное размещение православных икон в святилище. Надеемся, что голос христианской церкви был таким же громким и во время намерений строительства мечети в Фиагдоне.
К сожалению, подобные действия (попытки затмения национальных верований) стали фактом и в Южной Осетии. Несколько месяцев назад представители юго-осетинской Аланской Епархии совершили обход всех значимых святынь в Южной Осетии. От высокогорного святилища в Билурта до храма Мад Майрам в Чеселтгоме. В каждом из них был проведен молебен и установлены иконы. Те, кто недавно побывал в святилище Джеры-дзуар, также не могли не отметить, что внутри оно полностью стало напоминать православную церковь. Все стены увешаны иконами, а у входа инструкция по правилам поведения в православном храме…
Немного истории. Гордеев Г.С. представитель военной администрации на Кавказе еще в 1830 году давал практические советы священнослужителям православной церкви. Вместо репрессивных мер с использованием полицейских сил по привлечению горцев в православие, он предлагал более мягкие меры:«По моему мнению, можно было бы воспользоваться глубоким уважением осетинского народа к своим священным местам для привлечения его в храмы. Переход не представлял бы затруднений, если устроить на священных для народа местах приличные часовни вместо теперешних… и поставить в них иконы чтимых святых. Почему бы священникам вместо того, чтобы смотреть с предубеждением на сборы там народа в дни праздничные, не идти туда за ним и не отслужить молебна перед иконой и не освятить все, приготовленное для пиршества»…
По всей видимости, сегодня представители церкви в Осетии решили претворить в жизнь все эти рекомендации. При этом, подобное размещение символов православия в святилищах традиционной веры напоминает известные надписи «Занято» на домах. Десятки действительно православных храмов на территории Осетии остаются без священников и служб, а церковь все столбит и столбит новые площадки, заходя на территорию иных воззрений. Как в прямом, так и в переносном смысле.
На днях благочинный церквей РЮО отец Иаков даже провел «ликбез» в СМИ по некоторым вопросам религии, ставя целью доказать, что празднование в честь Уастырджы (Джиоргуыба) – это есть суть празднование во имя св. Георгия «У нас в основном празднуют 23 ноября. По всей Осетии праздники начинаются уже 21 ноября, люди приезжают с дальних мест, собираются семьями и идут в местные родовые дзуары, посвященные Святому Георгию, – пояснил отец Иаков. – В основном празднуют по православным обычаям, так как в традиционно-народных обрядах празднования дзуарыбонов сердцевину и костяк составляют православные традиции. Но так как в советские времена не было духовенства, то принцип празднований вылился в народный вариант церковной службы. Хотя по сегодняшний день присутствуют определенные моменты жертвоприношения, но это связано с дохристианской, ветхозаветной традицией, что переходит в язычество. Но мы должны восстановить культуру празднования святых дней».
Вот так вот, ни много ни мало. Между тем, прежде всего, надо отметить, что в Осетии нет ни одного родового дзуара, посвященного святому Георгию. Есть родовые дзуары, посвященные Уастырджы, а святому Георгию посвящены православные церкви, и то преимущественно в предгорной зоне. Если бы в Осетии Джеоргуыба соотносился с православной традицией, то праздник бы проходил только в один день – 23 ноября. Но он имеет плавающую дату, и длится целую неделю. Отсюда и название праздника Уастырджыиы бонтæ.
Нельзя согласиться и с тем, что в советские времена не было духовенства, и принцип празднований, поэтому вылился в народный вариант церковной службы. Если внимательно почитать хотя бы «Периодическую печать Кавказа об Осетии и осетинах» (Л.Чибиров), то мы увидим, что в стране издревле существует традиция храмовых священнодействий. Хотя в те времена не было даже такого понятия «советский».
Понятно стремление Аланской Епархии расширить ареал своего влияния на умы наших граждан. И в своих публикациях мы не раз поднимали вопрос необходимости поддержки возрожденной спустя века Аланской Епархии, в особенности в вопросах их «взаимодействия» с Владикавказской Епархией и Московской патриархией в частности. Но создается впечатление, что попутно наши церковнослужители хотят лишить южных осетин некоторых национальных базовых ценностей. Мы знаем, что для осетин почитание Уастырджы очень важно. Этот небожитель для нас более национален, чем, возможно, сам Создатель, которого мы считаем общим для всего человечества. И не будет ошибкой сказать, что имя Уастырджы для большинства осетин является маркером национальной идентификации. Вы можете, стоя на Красной площади посреди многотысячной толпы, громко назвать это имя и каждый осетин, находящийся здесь, поймет, что вы, если и не из Осетии, то имеете к ней отношение. Поэтому все попытки нивелировать этот образ или более того, вытеснить постулатом иной веры, не могут не вызывать осуждения.
Нельзя согласиться и с намерением сделать Джеры-дзуар православной церковью. Если бы это был православный храм, то празднование его дней всегда бы проходило по православной традиции. А это не так. Ни по срокам, ни по священнодействию это нельзя назвать православной церковью. И жертвы, и участие в священнодействии жрецов, даже традиция целования стен святилища никак не указывают на то, что это православная святыня. Например, в Осетии много святилищ, посвященных Мад Майрам (Богородица) и празднование здесь всегда проходит 21 сентября, по православному календарю. Если бы святилище Джеры-дзуар было посвящено св. Георгию, то и празднование проходило бы исключительно либо 6 мая, либо 23 ноября. Так как происходит в церквях на территории РЮО, действительно посвященных этому православному святому. Но это совсем другая дата. И значит дело не в трансформации православной традиции.
Иногда как аргумент приводят сходство архитектуры Джеры-дзуар с христианской (хотя тут скорее параллели надо проводить со святилищем Реком). Между тем, отметим, что строительство на месте дохристианских святилищ христианских храмов – давняя традиция. В горах Осетии, где влияние центральной администрации и, соответственно, официальной церкви было незначительным, христианские храмы строились рядом с древними святилищами сознательно. Иначе ретивость церковников могла обернуться бунтом населения. На равнине административных ресурсов у клерикалов было больше и здесь христианские храмы возводились на месте древних святилищ. А то, что строение построено относительно недавно, свидетельствует дата на входе – «1899 год».
Не будем забывать и о существовании понятия «Джеры Уастырджы дзуар» (букв. Джерское святилище, посвященное Уастырджы), указывающее на патрона святилища. И, наконец, немного фольклора для тех, кто одержим неуемным стремлением отождествить Уастырджы со св.Георгием. Читаем в Сказаниях о Нартах: «Спустился Уастырджы к жене Уырызмага Сосане и возлег с ней…»(цикл Уырызмаг и Шатана)… Вы еще хотите после этого сказать, что мужественный Уастырджы одно и то же, что и безусый юнец Георгий Каппадокийский.
…Религия очень чувствительная сфера и все действия здесь должны носить взвешенный и обдуманный характер. Надо ли говорить, что вопрос принадлежности храмов намного сложнее обычного квартирного вопроса. Возможно, кому-то в Осетии хочется, чтобы традиционные религиозные воззрения исповедовались не в храмовых постройках, а исключительно под сенью дубов или на каменных развалинах. Но делают ли подобные намерения нас ближе к Богу. Сомневаюсь! И если несколько веков христианство и народные верования мирно уживались рядом друг с другом, то не стоит сегодня форсировать реалии, и заниматься своего рода «прихватизацией». Надо не усложнять, а с уважением относиться друг к другу. Как тому учат, как народные верования, так и каноны православия.
Мы еще вернемся к данной теме.

Л.Джиоев,
газета «Республика»