Джавахкский вопрос: причины и последствия

Наряду со многими приобретениями, которые армянский народ имел за всю свою историю, большое число составляют также и потери в виде культурных ценностей, населения, государственности и, наконец, Родины.

С момента восстановления на Южном Кавказе традиционных национальных республик, одновременно начался новый этап этно-политического развития армянонаселенного региона Грузии Самцхе-Джавахк-Цалка. Этот регион, который является частью исторической родины армян, также наряду с другими важными для развития армянской государственности территориями входит в вышеперечисленные потери армянского народа. Учитывая те реалии, что в армянских кругах еще не сформировались концептуальные подходы по проблемам данного региона, более того, об этом регионе армянское общество имеет противоречащие друг другу и взаимоисключающие представления, считаем необходимым представить его политическую формулировку: исторические армянские (Северная Армения) области (гавары) Самцхе (гавар Ахалцха, современные районы Адигена, Ахалцхи и Аспиндзы), Джавахк (гавар Ахалкалак, современные районы Ахалкалака и Ниноцминды) и Цалка (гавар Трехк и северо-восточная часть Джавахка, современный район Цалки) объединяются в один политический регион, который получает название «Джавахк». В дальнейшем политическое наименование «Джавахк» распространилось на исторические армянские области в целом. Это видоизмененное название страны «Забаха» из знаменитой Ванской летописи урартского царя Аргишти.

Учитывая то обстоятельство, что под названием «Забаха» царь Аргишти подразумевал лишь присоединенные к своему царству территории, расположенные к северу от страны Айрарат, мы можем с полным основанием распространить наименование Джавахк-Забаха не только на районы Ахалкалака и Ниноцминды (что является результатом исторических процессов), но и на весь регион Самцхе-Джавахк-Цалка.

Как в истории, так и в государственных кругах за весь постсоветский период так и не была сформирована простая и единая, понятная народу концепция о Джавахке. Отсутствие такой концепции по этой проблемы является причиной того, что робкие шаги и разрозненные позиции как в государственных и общественных кругах Армении, так и среди армянского населения Джавахка в период расцвета последних двадцати лет, ни к чему не привели.

За последние двадцать лет (1988-2008 годы) армяне Джавахка не достигли практически ничего. Те проблемы, которые начались в 1988 году и продолжались в течение 1990-х годов, почти в скопированном виде существуют и сегодня, в 2008 году. Основная причина этого заключается в том, что армяне и этого региона, и Армении, и со всего света только в последнее время стали «знакомиться» с этой частью исторической родины армян. До сих пор среди армян лишь единицы имеют четкое представление о сути проблем Джавахка, об историческом прошлом и политическом настоящем. Все это стало причиной постоянных двадцатилетних поражений армянской стороны.

Отсутствие шагов, разработанных на основе исторического, национально-политического и международного права, для армянской стороны всегда являлось источником поражений, а грузинская сторона постоянно использовала это обстоятельство как своеобразный молот — таким способом управляя судьбой армян региона. То же обстоятельство заставляло Армению «не замечать» антиармянские шаги Грузии, так как принято ошибочно считать, что выход РА во внешний мир в основном зависит от Грузии. Однако исследования доказывают обратную реальность: регион Джавахк и именно местное армянство является гарантом безопасности путей Республики Армения, и на сегодняшний день этнополитическая проблема Джавахка как таковой более актуальна, чем вопрос «нерешенности» освобожденного Арцаха.

В условиях постоянно натянутых армяно-грузинских отношений Грузия пока что не может открыто давить на Армению и диктовать свои условия, поскольку еще есть опасения, что армянство Джавахка может противиться этой политике и в результате проявить факты неповиновения и недовольства. Именно около 150.000-е армянство Джавахка рассматривается Тбилиси как проармянский фактор и именно это рождает различные антиармянские проявления государственных и местных чиновничьих кругов. Тбилиси осознает, что этот регион обеспечивает единственный сравнительно близкий выход Армении к морю и другим странам, и поэтому Джавахк можно назвать «дорогой жизни».

Джавахк находится в абсолютно другой действительности, чем можно предположить, и его проблема спрятана совсем в другом месте, чем мы слышим во многих ежедневных заявлениях или публикациях.

За пределами нравственности армянина сравнивать Джавахк со Спюрком и другими центрами эмиграции или называть его «общиной грузинских армян». Джавахк-это не ливанский Пурч Хамуд, не американский Глендел, не Краснодарский край России и даже не Новая Джуга в Иране, а в историческом смысле — это Нахиджеван, Арцах и Западная Армения. Джавахк должен быть многообещающим будущим и ценностью для каждого армянина. Исходя из этого, армян Джавахка сравнивать с армянами из других стран, требуя от них интеграции с Грузией (англ., в переводе «слияние», «сращивание») не только не верно, но и недопустимо. Эта мысль возникла в результате пустословия людей, не знакомых с проблемой. С 1829-1830 годов находились сначала под управлением грузинских губерний Царской России (Тифлис, Кутаиси), потом под управлением Советской и Независимой Грузии армянство региона не только не подвергалась интеграции, но даже развивалась довольно обособленно и имел самодостаточный национально-политический «климат». Иначе говоря, армяне Джавахка за последние 180 лет не чувствовали себя в составе Грузии и воспринимали это государство так, как за 200 лет до этого воспринимали Османскую империей.

Будучи в составе разных армянских государств, в 13-16 веках Джавахк был фактически независимым княжеством, основателями которого были представители известного армянского рода военноначальников Закарянов, с резиденцией в джавахкской крепости Тмук (Тмка). То обстоятельство, что Джавахк до сих пор остается «очагом напряженности», «горячей точкой», «взрывоопасным уголком», «районом восстаний», является причиной того, что еще в 16-ом веке этот армянский регион потерял свою независимость, и доказательством этому является то, что для ее восстановления «тлеющий огонь» всегда готов вспыхнуть с новой силой.

К сожалению, в советские годы сформировалась и до сих пор является приоритетной та «традиция», согласно которой тысячи армян Джавахка свою научную, государственно-общественную, культурную лепту широко вносят в основном в Армении. Если в годы Первой армянской республики (1918-1920 гг.) было совершенно нормальным явлением то, что первые лица государства являлись уроженцами этого же региона и своими действиями считали Джавахк неотделимой частью Армении, то в советское время и тем более в нынешних условиях бытующее в Джавахке так называемое «ереванское» мышление, по меньшей мере, губительна для самого армянонаселенного региона. Было бы идеально, если бы представители-джавахкцы общественно-политической, научной, студенческой и культурной сфер Армении в условиях существующей особой политической обстановке, покинули бы свои комфортные ереванские офисы и втянулись бы в дело развития родного Джавахка. Сейчас эти представители осознанно или неосознанно не идут на этот шаг, так как отсутствие у них политической обязанности еще не сформировало таких волевых качеств. А массовая «популярность» отсутствия национального мышления и самосознания, как злосчастная болезнь, в свою очередь, распространилось и в Джавахке. Тысячи представителей региона сегодня благоустраивают Россию и другие страны, а собственную родину начали рассматривать в качестве своеобразной утерянной святыни. Сегодня губителен тот процесс, в который втянулись представители ряда общественно-политических кругов Армении и особенно представители российских предпринимательских кругов. Это процесс постепенной эвакуации армянского народа с собственной родины — Джавахка, когда эти люди — представляясь героями и спасителями, создают «хорошие» материальные условия для джавахкцев, и те массово переезжают как в Армению, так в Россию и в другие страны. Такие «геройства» лжепатриотов в 1980-е годы азербайджанизировали Северный Арцах, когда местное деморализованное армянство переехало в Армению в поисках безопасного места.

В этом аспекте еще можно оправдывать константинопольских, тифлисских, бакинских, российских, европейских, иранских и американских армян, которые в свое время своим присутствием «украшали» дворы различных империй или цивилизаций. Они не виноваты в том, что тогда еще не было армянской государственности на их собственной родине и армянского государственного самосознания. По этой причине они исчезли или если говорить современной терминологией — интегрировались. От них остались лишь разграбленные могилы или остатки построенных ими на чужой земле церквей и дворцов. Эти общины — своеобразное этно-политическое стадо-общность так и не создали своего пастуха в национально-коллективном идеологическом плане. На сегодняшний день можно с уверенностью заявить, что этим пастухом для армянства всего мира является Армянская независимая государственность. Сейчас уже не этично не иметь единое армянское государственное мышление под сенью государственного флага.

Неинтегрированность джавахкских армян с Грузией, неподчинение многовековому воздействию грузинского языка и грузинской культуры является доказательством того, что для них, как раньше турецкое, так теперь удавшееся грузинское длительное владение является лишь временным явлением. В джавахкском армянине крепко сидит то инстинктивное мышление, что он живет на территории Армянского нагорья — на родине своих предков. Этот инстинкт за 200 лет не смогла изжить даже такая сильная религия, как ислам, где уж там грузинскому и без того слабому этно-религиозному фактору сделать это.

Ярким доказательством вышесказанного является следующее. Интеграция, то есть ассимиляция армян, живущих к северу от горного хребта Трехка, лишь вопрос времени. Так ассимилировались армяне Кахетии, так сегодня интегрируются армяне Боржоми, Бакуриани, Хашура, Гори и других районов. Однако армян, живущих к югу от этих гор, от Цалки до границ Аджарии, невозможно обучить грузинскому языку, даже если грузинские и международные организации в это дело вкладывают миллионы долларов. Здешние армяне думают как один человек и одинаково чувствуют себя на своей родине. Все равно Грузия и все грузинское для них чужое, и в этой среде она не воспринимается так, как веками армянский народ не воспринимал римское, византийское, персидское, монголо-татарское или османское владычество. Было бы смешно, если, например, находясь в составе Османской империи, западных армян обвинили бы в нежелании интегрироваться в среду тюркских племен. Более того, сегодня армяне Западной Армении обвиняются в этом, так как именно эта неинтеграция рассматривается как причина их уничтожения со стороны турок. Кроме этого, обвинения предъявляет сама официальная Турция. Сегодня все те, кто обвиняет джавахкских армян в нежелании интегрироваться, поступают точно также, как и Турция, где сегодня говорят о причинах массового уничтожения и депортации западных армян.

Таким образом, всевозможные разговоры о неинтегрированности армян Джавахка в грузинское общество и государство, лишь универсальная ширма и причина с одной стороны имитировать якобы работу над устранением проблем в регионе, с другой стороны — обосновать грузинскую агрессивную антиармянскую политику против армянства региона. Не смотря на это, армянский народ инстинктивно уже начертил реальную настоящую и будущую армяно-грузинскую границу, которая проходит по разделительным горам Трехка. Эту естественную границу никто и никогда не сможет убрать или перечертить, будь то Османская империя, Царская Россия или та или иная форма Грузинского государства. Не случайны следующие слова выходца из этого региона Вагана Терьяна о том, что много врагов пришло и ушло, но страна армян всегда возвышалась.

Цветок прекрасен до тех пор, пока он находится в надежных руках. Когда он становится беззащитным и есть угроза его существованию, то он превращается в колючку. Джавахк сегодня можно сравнивать именно с цветком в колючках. Он неприятен для Грузии, так как пока что остается армянским. К сожалению, для некоторых политических кругов Армении Джавахк, также как и для грузин является колючей обузой, поскольку эти круги в действительности не чувствуют себя хозяевами этого региона и бросили его на произвол судьбы, пытаясь всячески огородить себя от всяких национально-государственных задач.

Недальновидные деятели манипулируют тем, что не нужно страдать за Джавахк, так как ситуация пагубная и в разных районах Республики Армения. Они заявляют, что нельзя оставив Армению, заниматься вопросами Джавахка. Этим людям надо напомнить одну простую вещь: если армянин покидает, к примеру, Лорийский регион, то без него земля не лишается своего статуса, она может опять стать армянской, допустим, через двадцать или пятьдесят лет, так как она входит в состав армянской государственности. Что касается Джавахка, то на место каждого покидающего регион армянина заполняется грузино-турецким элементом. Иными словами, Джавахк находится в стадии этнополитической «нахиджеванизации». Однако разница не только в этом. Этими территориями сегодня «дышит» Республика Армения. Одним словом, в ответ на исход армян из Джавахка усиливается «хрип» в горле Армении.
Эдуард АБРАМЯН,  www.mitq.org