«Кривое зеркало» истории народов Кавказа в битве за аланское наследие. Соперник готовится к рукопашной?

Понятие «Битва за аланское наследие» все больше приобретает форму настоящего противостояния. Теперь в борьбе за право причислять себя к аланам представители ряда народов Северного Кавказа стали уже объединяться в коалицию, полагая, что совместными усилиями им удастся переиначить историю.
В течение всего 2015 года общественность Осетии была заинтригована попытками руководства Республики Ингушетия окончательно утвердить в сознании ингушей то, что они являются потомками алан. При этом то, что ингуши и чеченцы являются представителями одной культурно-языковой семьи, берущей корни от коренной кавказской вайнахской общности, никого в коридорах власти не волновало. Представляю иронию самих чеченцев, когда они узнали, что ингуши, с которыми они говорят на одном языке, исповедуют общие культурные ценности, вдруг «оказались» потомками великих алан. «А как же мы?», наверное, вопрошали отвергнутые ингушами, бывшие их единоплеменники чеченцы.
На другом фланге – балкарцы и карачаевцы. Эти два народа, в отличие от ингушей, могут говорить о том, что в их формировании участвовал аланский элемент. Об этом свидетельствуют не только исторические хроники, но сходство у карачаевцев и особенно балкарцев с осетинскими традициями, бытом и даже фамилиями. Даже сегодня осетины называют жителей Балкарии «ассиаг». Поэтому долгое время именно балкарцы и карчаевцы были на переднем крае битвы за аланское наследие. В свое время был создан даже Аланский конгресс, для координации совместных действий. А в его рамках различные объединения: «Карачай-аланский народ», «Аланский эрмитаж». Не желая пускать эту тенденцию на самотек, осетинская общественность также организовала свой Аланский конгресс, который возглавлял Казбег Хетагуров. Однако работа велась здесь слабо и вскоре осетинский «Аланский конгресс» прекратил свое существование. В то же время и в Балкарии и в Карачае, движение по аланизации своей истории все больше и больше набирало силу.
В настоящее время балкарцы, карачаевцы и ингуши решили объединиться, чтобы попытаться пересмотреть наследие алан. На прошлой неделе в Ингушетии в здании столичной мэрии состоялась встреча мэра города Магаса Беслана Цечоева с историками из Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. Как сообщается в прессе, гости решили посетить Ингушетию для укрепления дружеских связей и для восстановления общей истории – истории великого Аланского государства. Делегацию возглавлял инвестор Мусса Баташев, который строит культурно-этнографический комплекс «Алан Шахар» (Аланский город).
Как отметил Беслан Цечоев, на сегодняшний день проведена большая работа по изучению многочисленных археологических памятников, которые имеют большое историческое значение. Однако, еще многие вопросы остаются нерешенными. «Аланы – это не национальность, а сословие. И сегодня мы вместе должны восстановить нашу славную и великую историю», – заключил мэр столицы Ингушетии.
После круглого стола делегации устроили экскурсию по городу. Далее по тексту ингушского информагентства: «И, конечно, начали свою экскурсию с въездной арки «Аланские Ворота». Арка, по словам историка Рашида Хатуева, на самом деле величественное сооружение, которое и в правду передает дух и величие наших общих предков» (курсив наш). Далее им показали новые супер-современные остановочные павильоны, которым нет аналогов в мире. Названия автобусным остановкам тоже дали в соответствии с историей: Нарт, Дзурдзуки, Площадь Алания и др. Но и это не все, как оказалось, в конце марта, по словам Беслана Цечоева, в Магасе состоится расширенная конференция под названием «Аланское Наследие», с участием историков из Карачаево-Черкес-сии, Кабардино-Балкарии и Ингушетии.
Я не собираюсь вдаваться в пространные исторические изыскания, хочу лишь только обратить внимание на некоторые детали. Карачаевцев, балкарцев и ингушей, почему-то не смущает их новая теория об общем происхождении от алан. Хотя у одних в предках тюрки, а у других вайнахи. Возможно, что у этих народов, практикующих многоженство, и принято считать всех детей от разных жен полноправными наследниками одного отца. Но у осетин другая традиция. Здесь наследником признается сын только одной, настоящей жены. А сын от наложницы (номылус) никаких прав на отцовское наследие не имеет.
То, что эти народы сегодня живут на территории бывшей Алании, не дает им абсолютно никаких прав считать археологические памятники, и тем более аланские земли, исконно своими. В Германии существует область Пруссия, где проживают германцы-пруссы (пруссаки). Но на самом деле немцы к термину «пруссы» никакого отношения не имеют. На этих территориях в IX-XVIII вв. проживали балтийские племена с таким названием. Эти территории захватили рыцари немецкого Тевтонского ордена, население частью было истреблено, частью ассимилировано. И вот теперь немцы Пруссии без зазрения совести пользуются не только землями балтийского племени пруссы, но и присвоили их название.
Еще пример. Селение Курта Лиахвского ущелья основали переселенцы из Куртатинского ущелья. Со временем осетины были подвергнуты ассимиляции, их фамилии были переписаны на грузинский лад (Хетагуровы-Хетагури) и уже в наше время это поселение считалось коренным, грузинским.
Надо отметить, что порой мы сами в Осетии создаем почву для того, чтобы те, кто покушается на нашу историческую память, воспряли духом. Несколько лет назад некая осетинка, всю жизнь работавшая экономистом, написала на пенсии книгу, где на полном серьезе призывала осетин отказаться от аланского наследия. Эту книгу не только не изъяли, но на севере Осетии во Владикавказе общественность даже устроила ей презентацию. Я не хочу даже называть автора, чтобы не создавать ей излишний пиар, но, например, ингуши, теперь всегда представляют этот псевдоисторический опус, как доказательство своей правоты.
Вообще, наши оппоненты, к их чести, внимательно отслеживают все научные тенденции. Хочу вас еще раз вернуть к словам мэра Магаса, сказанные им на встрече: «Аланы – это не национальность, а сословие». Эти слова в какой-то мере повторяют постулат, выдвинутый в свое время осетинским историком Аланом Чочиевым, который утверждает, что «алан – это не этнический термин, это – соционим, который означает «высший смотрящий» или «жрец». Это – элитный жреческий знак. Соционим «алан» может принадлежать десяткам различных этносов, в том числе ингушам, потому что он обозначает ЭЛИТУ. А подданные элиты часто называли себя именем элиты для престижа». Упомянутый ингушский градоначальник Б.Цечоев, решивший вдруг стать историком, фактически процитировал первую часть высказывания А.Чочиева, почему-то не обратил внимание на заключительное предложение «подданные элиты часто называли себя именем элиты для престижа». И такой обычай существует у балкарцев, карачаевцев и ингушей, здесь в обиходе уважительное отношение «аланла//аъла», ранее применимое в обращении к знати. Очевидно, так их предки обращались к аланам, властвующими над этими народами. Так же как грузины используют уважительное обращение «батоно» (господин).
И еще. В столице Ингушетии на супер-современных остановочных павильонах (!) рядом соседствуют названия «Дзурдзуки» и «Алания», хотя эти термины обозначают два разных этно-территориальных названия. Очевидно, ингуши все еще не определились кто они, то ли дзурдзуки, потомками которых их считает историческая наука или аланы, потомками которых они себя объявили сами. Так можно остаться вообще без предков.
Юго-Осетинский Госуниверситет им. А.Тибилова в апреле текущего года проводит Международную научно-практическую конференцию по истории алан и Нартскому эпосу, с участием ученых Южной и Северной Осетии, а также руководства и общественности республики. В планах Госкомитета по информации и печати РЮО совместно с ЮОНИИ проведение еще одной международной конференции по Аланике, с приглашением европейских историков. Вместе с тем отметим, что даже в среде юго-осетинcкой интеллигенции нет-нет да встречаются люди, которые предлагают пересмотреть основные положения нашей истории. К примеру, есть мнение, правда выраженное только одним представителем научного мира РЮО «отказаться от наследия алан – народа пораженца». Данное суждение вызывает только недоумение, поскольку трудно найти народ, история которого состоит из одних военных побед и свершений.
Надеюсь, что вся эта историческая «перепалка», связанная с наследием алан не выйдет за рамки разумного. В том числе и с осетинской стороны. Сегодня в социальных сетях раздаются призывы прекратить контакты с карачаевцами и балкарцами. Это тоже не выход. Хотя информационная война по Аланике фактически вышла в открытую стадию. Надо научиться отделять семена от плевел. Нельзя позволить, чтобы потуги псевдоисториков посеяли семена раздора между нашими народами. Но действовать необходимо. К примеру, вопрос с переименованием Республики Южная Осетия в Республику Алания или Государство Алания, заждался своего решения. Вот тут как раз-таки торопиться стоит. Тем более, что это действо только сплотит наш народ, да и переименование, возвращение стране былого названия – это наша дань перед прошлым и обязанность перед будущими поколениями…

С.Остаев,
газета «Республика»