Мартовское обострение как незыблемая политическая традиция

Для грузинских политиков, по всей видимости, весна каждого года сопровождается очередным приступом «весеннего синдрома», выражающегося в росте антироссийских настроений и экзальтированных выпадов в адрес ближайших соседей.
После успешного трехстороннего обмена заключенными некоторые в Южной Осетии осторожно выразили надежду, что, возможно, в Грузии хотя бы часть политиков в руководстве страны начали проявлять стихийное эпизодическое благоразумие. Главный грузинский «примиренец» госминистр Паата Закареишвили после взаимного освобождения осужденных дал высокопарное интервью, в котором с помпой объявил об успехе новой стратегии, нового подхода по отношению к Абхазии и Южной Осетии. «Мне кажется, что они на самом деле убедились, что новая грузинская политика в лице «Грузинской мечты» искренне хочет уйти от конфронтации и общаться с абхазской и осетинской сторонами исключительно мирным путем при решении серьезных вопросов.
Эти три года, наверное, дали возможность убедиться всем, что мы не на словах, а на деле собираемся следовать мирному процессу. Мы должны учитывать интересы сторон конфликта и исходить из реальной ситуации, что сегодня можно сделать. Конечно, есть очень много таких тем, которые сегодня невозможно решать, но они не должны брать в заложники гуманитарные вопросы, которые можно решать. Таких вопросов очень много — это социальные вопросы, экономические, культурные», — в частности заявил Закареишвили.
Однако неприглядная грузинская политическая реальность буквально через считанные дни вновь показала, что вальяжные словоизлияния бывшего грузинского «энпошника», ставшего почти профессиональным иллюзионистом, не следует воспринимать всерьез.
Сперва последовали очередные провокации на грузино-югоосетинской границе, где грузинские власти инсценировали акции протеста против противопожарных работ, заблаговременно проводимых российскими пограничниками, чтобы избежать распространения пожаров в жаркий сезон года. Под шумок ряд политиков в Грузии начали требовать выставления постов вдоль границ Южной Осетии, как во времена Саакашвили, раскрыв тем самым цели, преследуемые организаторами постановочных акций.
Затем у грузинской политической элиты началась несдерживаемая политическая истерия по поводу заявлений заместителя министра иностранных дел России Григория Карасина.
Один из лидеров «Единого национального движения» Георгий Барамидзе нервно заявил, что грузинский народ не поведется на содержащее шантаж заявление заместителя министра иностранных дел России. «Грузинский народ ни в коем случае не поддастся на этот шантаж и никогда не примет решение, кого избрать на выборах под таким шантажом и давлением. Мы не раз это испытывали. Грузинский народ выдержал танки, российскую пропаганду, и выдержит еще много такого шантажа и давления», — с героическим пафосом вещал Георгий Барамидзе.
Ему вторил лидер парламентской фракции «Грузинской мечты» Георгий Вольский. «Заявление Карасина является агрессивным. В нем есть признаки вмешательства во внутренние дела», — заявил Гия Вольский.
Примерно в такой же тональности отреагировали остальные грузинские политики и эксперты. От них постарался не отстать и премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили, исключив какое-либо урегулирование отношений с Россией без восстановления так называемой территориальной целостности Грузии.
Между тем, заявление российского дипломата было предельно вежливым разъяснением для грузинских властей дальнейших перспектив развития отношений между Россией и Грузией. Никакой попытки вмешательства во внутренние дела Грузии в словах Григория Карасина, разумеется, не было. Речь шла лишь о том, что от самой Грузии зависит, будет ли продолжаться в позитивном ключе начавшееся потепление отношений или же Россия и Грузия вновь вернутся к жесткой конфронтации.
Российский дипломат сказал буквально следующее: «Сейчас главная опасность в Грузии — приближение парламентских выборов и усиление провокационной антироссийской риторики, которая слышна на международной арене со стороны общественных деятелей. Все политики хотят упрочить свою позицию, чтобы показать, что они самые большие патриоты, жесткие и непримиримые против так называемой российской экспансии и угроз. Самое обидное то, что это слышно и со стороны руководителей Грузии. Министр обороны Грузии Тинатин Хидашели даже призывает весь мир объединить усилия против России. В нормальном обществе, как правило, никто не прощает таких заявлений. Мы пока воздерживаемся, но боюсь, что и нашему терпению есть предел. Или мы вернемся к конфронтации, или продолжим диалог, основанный на взаимном уважении».
Иными словам, если Грузия действительно намерена нормализовать отношения с Россией, то ей следует проявлять последовательность и избегать оскорбительных высказываний и провокационных действий.
Похоже, в Тбилиси многие вновь поверили в то, что это не им, а России необходимо улучшение отношений. В действительности же именно грузинские власти вот уже несколько лет упорно добиваются прежнего свободного доступа на российский рынок для своей сельхозпродукции, минеральных вод и вин. Как показала практика, Российская Федерация практически безболезненно пережила разрыв тесных экономических связей даже с таким крупным партнером, как Турция, польза же от торгово-экономического сотрудничества с Грузией для нее всегда была минимальной.
Зато для Грузии разрыв связей и торговое эмбарго обернулось обнищанием населения и разорением целых отраслей экономики. Заявление замглавы российского МИД также показало, что в Москве отдают себе отчет об истинных целях двуличной политики нынешнего грузинского руководства, пытающегося параллельно с наращиванием торговых связей с Россией предпринимать активные усилия по дальнейшему сближению с НАТО, предоставляя свою территорию под создание инфраструктуры альянса.
В свое время грузинские власти успешно дурачили своих российских, абхазских и осетинских визави, разыгрывая кулуарное соперничество между так называемыми «ястребами» и «голубями» — «партией войны» и «партией мира». Пока «ястребы» устраивали провокации, «голуби» требовали от других сторон переговорного процесса уступок для умиротворения «ястребов». В результате Грузия с помощью нехитрой театральной постановки добивалась того, чего хотела, пока, наконец, в Москве не решили положить конец актерским импровизациям грузинских властей. Примерно так же обстоят дела с нынешним правительством Грузии. Министр обороны Тинатин Хидашели и сотоварищи выполняют функции жестких прозападных «ястребов», а Зураб Абашидзе с Паатой Закареишвили и парочкой других высокопоставленных чиновников играют роль «голубей», призванных обеспечить уступки со стороны России в вопросах отношений с Южной Осетией и Абхазией, а также расширить доступ грузинской продукции на российский рынок. При этом, разумеется, общий курс правительства Грузии в режиме-онлайн четко диктуется из посольства США и Бидзиной Иванишвили, окончательно ставшего еще одним теневым дирижером грузинской власти. Слова Григория Карасина, видимо, следует расценивать как одно из последних предупреждений со стороны Москвы прекратить неуклюжие азиатские пляски, своего рода политический «гандаган», и выбрать дальнейший путь развития российско-грузинских отношений, пока Кремлю вновь не пришлось прерывать тбилисских театралов.
Негативная реакция в Тбилиси последовала и на другое более чем вежливое предложение Григория Карасина, касающееся отмены закона «об оккупированных территориях». Велеречивый Паата Закареишвили, еще несколько дней назад разглагольствующий о новом этапе в грузино-абхазских и грузино-осетинских отношениях, исключил возможность отмены этого закона. «Это исключено. Когда мы пришли к власти, одним из первых посылов Москвы в наш адрес как раз была просьба упразднить этот закон. Там, видимо, понадеялись, что новое грузинское руководство изменит позицию в этом вопросе. Но мы однозначно и твердо заявляем, что отмена этого закона исключена до тех самых пор, пока не будет восстановлена территориальная целостность Грузии и не произойдет деоккупация», — заявил Закареишвили.
Никаких подвижек не происходит и в вопросе подписания соглашения о неприменении силы. На этой неделе в Абхазии выразили разочарование отсутствием прогресса в этом вопросе. «Грузия упорно отказывается от подписания данного договора, что не может не свидетельствовать о ее реваншистских намерениях. При этом от Грузии не исходит никаких реалистических инициатив и заслуживающих внимания идей. И в то же время на всех площадках активно ведется информационная война против Абхазии и Южной Осетии, делаются попытки их максимальной международной изоляции. Все это, однако, контрпродуктивно, и работает, в конечном счете, против самой Грузии», — отметил министр иностранных дел Абхазии Вячеслав Чирикба.
Одновременно с продолжением тактики «мягкой силы» в Грузии продолжают свою деятельность марионеточные структуры, созданные под эгидой Саакашвили и Мерабишвили, что подтверждает преемственность курса в политике Грузии. Так называемая «администрация» Дмитрия Санакоева теперь работает в тесном контакте с министерством Пааты Закареишвили, отвечая за реализацию проектов в сфере здравоохранения, образования, культуры и спорта. О ее ликвидации в Грузии пока даже не помышляют.
В целом политика в отношении Южной Осетии и Абхазии за последние годы лежит в духе отлаженного «грантоедства», благо соответствующего опыта у Пааты Закареишвили не занимать. Любое событие, связанное с этими республиками, используется как аргумент, который должен стимулировать щедрость доноров. Так, комментируя трехсторонний обмен, он произнес ключевые слова, характеризующие реальные мотивы его деятельности: «Мне кажется, что это хороший пример и для международного сотрудничества, выявивший потенциал в решении грузино-абхазских, грузино-осетинских вопросов. Я думаю, что международное сообщество должно обратить на это больше внимания и потратить больше ресурсов, потому что сейчас весь мир переключился на другие, очень важные и тяжелые вопросы — на Сирию, российско-турецкие отношения, Ирак, Украину, но нельзя хорошие примеры бросать на полпути». Другими словами, Закареишвили недоволен отвлечением внимания западных стран и международных организаций на другие, более важные мировые проблемы, из-за чего страдает финансирование грузинских проектов в отношении РЮО и Абхазии, а это недополученные миллионы долларов.
В 90-е годы и в начале 2000-х западные доноры потратили огромные средства под проекты, предлагаемые грузинской стороной, рассчитывая изменить ситуацию в Южной Осетии и Абхазии в свою пользу. И всякий раз многочисленные грузинские «грантоеды» уверяли своих наивных кормильцев, что осталось подождать еще немного, и нужный результат будет достигнут. Но проходило время, а результат от многомиллионных вливаний ощущали разве что сами грузинские «энпошники» и их ближайшие родственники.
Нечто подобное Закареишвили и кампания планирует организовать и сейчас, затевая большое количество дорогостоящих проектов, рассчитанных на население Южной Осетии и Абхазии. Правда, возникает вопрос, найдут ли они такое же количество доверчивых доноров, не умеющих учиться ни на своих, ни на чужих ошибках.
Тем более что на Западе мало кто еще продолжает питать иллюзии насчет способности грузинских властей и НПО хоть как-то влиять на ситуацию внутри Южной Осетии и Абхазии. Подписанные договора о союзничестве, предусматривающие тесную интеграцию двух республик с Россией, должны были охладить энтузиазм даже самых непуганых оптимистов. 18 марта исполнился ровно год со дня подписания Договора о союзничестве и интеграции между РФ и РЮО, в котором четко обозначен вектор развития республики. Думается, эта дата должна стать поводом для осознания тщетности дальнейших потуг грузинских «иллюзионистов» типа Закареишвили изменить умонастроения граждан Южной Осетии.

А. ТЕДЕЕВ,
газета «Южная Осетия»