Участие Кокойты в выборах Президента Южной Осетии – это вызов общественно-политической стабильности

Участие Эдуарда Кокойты в выборах Президента Южной Осетии несмотря на несоответствие цензу оседлости и многочисленные риски – это вызов общественно-политической стабильности Республики.
Республики.По мнению ряда экспертов, Кокойты несет в себе достаточно опасное начало. Целый ряд материалов этому посвятили политологи, отслеживающие политические процессы в Южной Осетии на протяжении многих лет. Они помнят взлет и падение Эдуарда Кокойты, также знают о его потенциале создания хаоса и неспособности контролировать последствия этих процессов.
Москва следит за выборными процессами в Южной Осетии. И дала четкий сигнал Цхинвалу о том, что экс-президента в выборной гонке быть не должно. В чем причина такого неприятия?
По мнению руководителя центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Михаила Нейжмакова, «в чем Кремль точно не заинтересован, так это в переходе предвыборной кампании в Южной Осетии в острый политический кризис, как в 2011 году. Выборы и так ожидаются конкурентными. Но появление еще одного известного кандидата, обладающего определенными ресурсами, ситуацию еще больше осложнит».
Эксперт считает, что это одна из причин, почему некоторые наблюдатели в Москве не хотели бы вступления Эдуарда Кокойты в президентскую гонку.
«Не исключено, что такие наблюдатели не уверены, насколько последователен будет этот политик в реализации заключенных с ним договоренностей, насколько предсказуем и в какой степени собирается вести собственную игру. Пять лет назад многие отмечали, что Кокойты было бы выгодно ослабление пользовавшегося благосклонностью Москвы Анатолия Бибилова, которого тот публично поддерживал в ходе президентских выборов. Ранее, когда Кокойты занимал президентский пост, проблемы при работе в республике были у приехавшего из России премьера Вадима Бровцева. С одной стороны, Эдуард Джабеевич отмечал, что «сам в свое время попросил руководство РФ прислать главу правительства». С другой, в 2010 году в югоосетинском парламенте, где доминировали сторонники президента республики, поднимался вопрос об отставке правительства Бровцева. Предшественник последнего Асланбек Буланцев, до назначения в Южную Осетию работавший в ФСБ и ФНС России, также не смог долго проработать с Кокойты.
Руководство самой России сейчас берет курс на более жесткий контроль над финансовыми потоками (громкие аресты высокопоставленных чиновников у всех на слуху). Однако в период президентства Кокойты Счетная палата РФ не раз высказывала претензии к использованию средств, направляемых Москвой на нужды республики.
Какую бы тактику в итоге не выбрали в российских верхах по предстоящим президентским выборам в Южной Осетии, данные аспекты там наверняка обсуждались» — резюмирует Нейжмаков.
Напомню, последний конфликт между Кокойты и премьер-министром Вадимом Бровцевым пришлось разрешать тогда российскому премьеру Владимиру Путину. Предыдущий премьер покинул республику через 2 недели после назначения. А один из сподвижников нового главы правительства бежал из Южной Осетии от уголовного дела о восстановлении жилых домов. Тогда Путин потребовал от президента Кокойты прекратить попытки убрать из республики Бровцева и сконцентрироваться на ее восстановлении, на которое из российского бюджета уже был перечислен почти $1 млрд.
Действительно, Эдуард Кокойты – это политик вчерашнего дня. Это день длиною в 10 лет, в котором были и внешняя яркость, интересная политическая риторика, риск, но были и коррупция, политическое безволие, интриги, породившие чудовищную диспропорцию в югоосетинском обществе. Времена разгула коррупции, мошенничества и политического саботажа уходят в прошлое.
Зачистка политического поля и подчинение всех ветвей власти не спасли власть Кокойты. Поиски врагов югоосетинского бюджета и процесса восстановления Республики закончились тем, что самыми главными вредителями Южной Осетии народ признал ее руководство и, взбунтовавшись зимой 2011 года, вынудил Эдуарда Джабеевича сложить свои полномочия досрочно.
Кто и почему сверг Кокойты – у него на этот счет существует своя версия, которую он любит озвучивать по случаю и без него, однако, удивительное дело — сетования на российских коррупционеров не производят должного эффекта. А говорят лишний раз о недееспособности Кокойты как политика отстаивать интересы Республики.
Президент Республики Южная Осетия – это ее защитник, в первую очередь, он отвечает за все, что в ней происходит. Это – аксиома, не требующая доказательств.
Ничто не забыто в Кремле. Российский проект в Южной Осетии едва не провалился, оскандалившись на весь мир.
«По словам югооосетинского президента, это «некоторые чиновники, приглашенные из России, проворовались и провалили восстановление». Заявление Кокойты прозвучало вскоре после визита в Южную Осетию первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова, который пообещал жесткое уголовное преследование всем, кто «пытается уводить в тень федеральные средства» и предупредил, что денег от России больше не будет: в РЮО «пропало» вдвое больше средств (26 млрд), чем было выделено на развитие всех российских моногородов.
Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов на закрытом совещании в администрации президента Южной Осетии назвал дома, которые строят для потерявших жилье жителей республики, «золотыми», намекая на то, что подрядные сметы сильно завышены, и пообещал жесткое уголовное преследование всем, кто «пытается уводить в тень федеральные средства». По его словам, в 2011 году на все моногорода РФ (а их около 300) предусмотрен бюджет в размере 10 млрд руб., тогда как на одну Южную Осетию – 9,3 млрд. «А наши моногорода нуждаются не меньше, чем Южная Осетия», – цитировал вице-премьера «Коммерсант». За последнее время Южная Осетия получила от Москвы 26 миллиардов рублей – почти миллиард долларов».
На закрытом совещании в администрации президента Южной Осетии Игорь Шувалов особо предупредил: «Каждый из вас будет отвечать и за политический фон вокруг восстановительных работ – в России скоро выборы, и никто не позволит, чтобы федеральные деньги уходили на сторону».
В 2010 году Кокойты не удалось продлить срок своих полномочий, операция «преемник» с Таймуразом Хугаевым также провалилась, сиюминутная выгода и крупные деньги, беззаконие и произвол, экс-генпрокурор имел некую тайную власть над экс-президентом – народ Республики Хугаева также ненавидел, как боялся. По рассказам очевидцев, многие непопулярные решения были приняты именно им. Поминая Хугаева все нужно учитывать, что возвращение Кокойты в югоосетинскую политику – это коллективное решение. А коллектив этот исчерпав материальные ресурсы, надеется вновь на обретение золотоносной жилы, на политический иммунитет. В России находиться стало небезопасно. Следующий год будет проходить под знаком ревизии, многие головы уже полетели…

И все же, вернемся в наши дни…

Рассмотрим два сценария предвыборной ситуации. В первой Эдуарда Кокойты зарегистрирует ЦИК, члены которого подконтрольны ему, как в 2011 году, состав изменился незначительно, тогда, вопреки массовой поддержке Джамбулата Тедеева, он не был допущен к выборам. Члены ЦИК в большинстве своем остаются марионетками в руках прежней власти…

Изменилось ли отношение народа к Кокойты? Не думаю.

Сценарий второй. ЦИК не регистрирует кандидата, он подает документы в Верховный суд и говорит: «Теперь не буду останавливать своих сторонников, собирающихся выходить на митинг». Кокойты говорит: «Выяснилась невозможность защитить свое право в законном поле, особенно в Южной Осетии. Теперь я не буду останавливать своих сторонников. Как они будут защищать свои голоса и позицию – их право». Уже сейчас об этом открыто заявляют его сторонники.
А это сигнал югоосетинской власти, которая и так трещит по швам, а экзамен под названием «костры на площади Свободы» не выдержит. Учитывая то, что население Республики чрезвычайно политизировано, то есть, вовлечено во все предвыборные процессы, это чревато политическим кризисом.
Такое впечатление, что Кокойты хочет взять власть силой, свергнуть все, что касается прежних пяти лет, которые Южная Осетия прожила без него, и прийти к власти на волне этой революционной энергии, и ему не нужна для этого демократическая процедура. Гипотетически и учитывая воинственную риторику Кокойты, он вообще может отказаться от выборов, потому что хочет прийти к власти не путем выборов, а недемократическим путем. Кокойты не уверен в своих электоральных силах, он понимает, что юридических прав на участие в выборах у него не может быть,
Если сторонники Кокойты выйдут на улицы, то возникает вопрос – кто будет стоять по ту сторону баррикад?

P.S И еще. Предвыборная кампания Эдуарда Кокойты, как и предполагалось, будет строиться на единоличной «драматической борьбе за независимость Южной Осетии».
По мнению доцент кафедры политологии и социологии РЭУ имени Г.В. Плеханова, эксперта ассоциации независимых военных политологов Александра Пренджиева, это не совсем соответствует действительности:
«Я полагаю, что позиция президента Кокойты в определенной степени определила процесс признания Россией независимости РЮО. Но во многом это случилось по итогам сложившейся обстановки, в результате развернутого геноцида осетинского народа со стороны грузинской армии и ее наймитов. Ведь в данном случае речь шла именно о защите Россией всего осетинского народа от геноцида режима Саакашвили.
Руководству РФ стало понятно, что после развязанной бойни в августе 2008 народа, осетины НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ уже не будут жить в составе грузинского государства. Здесь уже на кону стоял имидж самого высшего руководства России перед собственным российским народом, частью которого также являются осетины, в том числе проживающие в РЮО. Ведь нападению подверглись не только население югоосетинской республики, но и российские миротворцы. Это был серьезный вызов со стороны официального Тбилиси в отношении официальной Москвы. Руководители и население России не могло так просто все оставить. Необходимо было навсегда закрыть проблему геноцида осетинского народа со стороны официального Тбилиси. И другого пути в сфере защиты осетин от различных посягательств, как признать независимость РЮО и строить совместную российско-югоосетинскую систему безопасности попросту не было и нет!»
Эту точку зрения разделяет и другой известный российский политолог Владимир Киреев:
«Признание Россией Южной Осетии — это результат сложившихся обстоятельств, когда агрессивные действия грузинской стороны перечеркнули неформальные и формальные политические договорённости, а в свою очередь жертвы понесённые народом Южной Осетии необходимо было отметить признанием независимости от Грузии на официальном уровне. Политика Эдуарда Кокойты помогла эту независимость отстоять, но, конечно, главную роль здесь сыграли героизм и самопожертвование народа Южной Осетии, вооружённых сил РФ и агрессивная политика Михаила Саакашвили».

Заур Сиукаев, 
ОИП «Ныхас»