Небольшая выборная справка или все дороги к президентскому креслу ведут через ЦИК

Пройдет немного времени, наступит Новый год, отшумят праздничные дни и наступят будни. Будни, в которых одной из главных тем будут предстоящие президентские выборы.
По дороге к заветному креслу Президента Республики Южная Осетия лежит много формальностей, от соблюдения которых во многом зависит то, будет ли человек вообще допущен к выборам. И формальности эти сконцентрированы в главном положении для вероятного выдвиженца на высший пост в стране – Конституционном законе «О выборах Президента Республики Южная Осетия».
В перечне общих положений мы узнаем, что Президентом Республики Южная Осетия может быть избран гражданин РЮО не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом, владеющий государственными языками и постоянно проживающий на территории Республики Южная Осетия последние 10 лет, предшествующих дню регистрации. Последнее условие является камнем преткновения для многих желающих занять высший государственный пост в стране. Так называемый ценз оседлости. Это главное сито отбора вероятных кандидатов, но не единственное.
Для того, чтобы стать кандидатом в Президенты недостаточно только личного желания «порулить страной». Право выдвижения кандидата на должность Президента Республики Южная Осетия принадлежит политическим партиям, избирательным блокам и инициативным группам избирателей, зарегистрированным соответственно Министерством юстиции Республики Южная Осетия и Центральной избирательной комиссией.
Думается, с выдвижением от политических партий особых проблем не будет. В стране 14 партий, так что, как минимум, 14 кандидатов в президенты могут использовать партийную платформу для первого шага. Думается, в выдвиженцах заинтересованы и сами партии, поскольку и для самой организации это большой плюс, ведь партийный кандидат привлекает внимание общественности к тому или иному политическому объединению. При этом большинство партий люди уже успели и позабыть.
Недавно, к слову, еще несколько инициативных групп заявили о желании создать партии. Но это скорее задел на будущее, поскольку право выдвигать кандидатов в президенты имеют только партии, зарегистрированные в Министерстве юстиции РЮО не позднее шести месяцев до дня объявления выборов. А значит таким правом обладают партии или политические объединения, образованные не позднее 1 августа 2016 года.
Куда сложнее будет с инициативными группами, которые в Центризбиркоме еще должны будут зарегистрироваться. Еще одна возможность выдвижения – от избирательных блоков, которые могут быть образованы не менее чем двумя политическими партиями.
Смоделируем ситуацию для предполагаемого кандидата в Президенты РЮО. Условие первое: имеется человек, обладающий президентскими амбициями и пользующийся доверием политической партии. Его выдвижение производится насъезде (конференции) политической партии или избирательного блока. Съезд (конференция) правомочен, если на нем присутствует не менее 100 делегатов. При этом политическая партия, избирательный блок вправе выдвинуть только одного кандидата.
Важная ремарка – политическая партия, избирательный блок (избирблок) вправе выдвигать кандидата на должность президента, в том числе лицо, не являющееся членом этих политических партий. Так что от партии и избирательного блока может выдвигаться даже беспартийный гражданин, главное получить доверие членов самой партии.
После того как участники съезда утверждают кандидатуру претендента, уполномоченные представители представляют в ЦИК протокол с решением съезда (конференции) политической партии и избирблока о выдвижении кандидата на должность президента. В решении о выдвижении кандидата должны быть указаны его фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства.
Если же ни одна партия не желает поддержать вашу кандидатуру, то и это не конец мечте. Каждый гражданин РЮО или группа граждан, обладающие активным избирательным правом, могут образовывать инициативную группу избирателей в количестве не менее 100 человек для организации выдвижения кандидата на должность Президента Республики Южная Осетия.
Инициативная группа избирателей обращается в Центральную избирательную комиссию с ходатайством в письменной форме о регистрации группы. К ходатайству должны быть приложены протокол собрания инициативной группы избирателей о выдвижении кандидата на должность президента.
Дальше начинается работа активистов из числа сторонников выдвиженца. Политическая партия, избирательный блок, инициативная группа избирателей, выдвинувшие кандидата на должность Президента РЮО, обязаны собрать в его поддержку не менее 3 500 подписей избирателей. Если раньше было достаточно набрать эти подписи в Цхинвале, то теперь в каждом районе Республики необходимо добиться поддержки не менее 150 местных жителей.
При сборе подписей в поддержку кандидата в каждом подписном листе указывается фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата. При сборе подписей в поддержку кандидата, сообщается принадлежность кандидата к соответствующей политической партии, избирательному блоку.
Граждане вправе ставить подпись только один раз в поддержку одного и того же кандидата.
После того как подписи собраны, подписные листы, сброшюрованные и пронумерованные, итоговый протокол, заявление кандидата о согласии баллотироваться на должность Президента и декларация о доходах кандидата за два года, предшествующих году выборов передаются до 18 часов не позднее чем за 35 дней до выборов в Центральную избирательную комиссию РЮО. Мы не напрасно выделили временные сроки окончания приема документов ЦИК – на выборах в Парламент 2014 года одной из политических партий было отказано в приеме документов именно по причине опоздания на 6 минут (!).
Дальше начинается ситуация, подобная ожиданию решения судейской коллегии на боксерском ринге – «зарегистрируют» или «не зарегистрируют».
Центральная избирательная комиссия в течений 10 дней со дня приема документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидатов на должность Президента требованиям настоящего Конституционного закона и не позднее чем за 25 дней до дня выборов принимает решение о регистрации кандидатов, либо мотивированное решение об отказе в регистрации кандидатов.
Решение Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия о регистрации кандидата, либо об отказе в регистрации кандидата может быть обжаловано в Верховном Суде. Жалоба должна быть рассмотрена в течение трех дней. Решение Верховного Суда Республики по результатам ее рассмотрения является окончательным.
Наконец, претендент прошел проверку в ЦИК: с цензом все в порядке, доходы легальные, счетов в зарубежных банках не имеет, подписи в поддержку достаточны и соответствуют действительности, судимости не имеется. И тут срабатывает принцип машины времени – «назад в школу». Теперь остается последний этап – испытание лингвистической комиссией. Оно включает в себя диктант по осетинскому и русскому языкам и беседу на общественно-политические темы в течение пяти минут. Вот тогда и сожалеешь, что в школе слушал своих учителей невнимательно.
Отметим, что все указанные выше формальности снова необходимо будет преодолевать и действующему Президенту Л.Тибилову.
Наконец, претендент все же сумел преодолеть все «круги ада» в ЦИК, и ему выдается удостоверение о регистрации с указанием даты и времени его выдачи. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение двух суток после регистрации сообщаются средствам массовой информации. И в этот день избиратели узнают имена участников президентского марафона.
Возможно, случится невероятное, и в ЦИК зарегистрируют менее двух кандидатов на должность Президента, в этом случае выборы откладываются по решению Центральной избирательной комиссии на 60 дней до дня дополнительного выдвижения кандидатов. Однако все мы понимаем, что такое в условиях РЮО едва ли когда-нибудь произойдет.
В законе о выборах Президента предусмотрена еще одна возможность для пролонгирования президентской гонки. Представьте, что началась предвыборная кампания, и вдруг кандидаты один за другим, постыдившись своей амбициозности, стали снимать свои кандидатуры. И в день выборов один из них остается в одиночестве, без конкурентов. Казалось бы, вот она – победа. Но нет, нельзя быть безальтернативным выборам. Согласно закона, если на день выборов остается менее двух зарегистрированных кандидатов, выборы откладываются на, указанные выше, 60 дней для повторного выдвижения кандидатов.
Но все это из области вероятного, но не очевидного. Все понимают, что недостатка в кандидатах не будет и массового отречения не произойдет.
В числе кандидатов в Президенты будут, несомненно, и государственные служащие. Если таковые будут в числе зарегистрированных кандидатов, то на время участия в выборах они освобождаются от выполнения служебных обязанностей (правда зарплата сохраняется). Вне зависимости от того является он депутатом или пекарем. Только президент страны, баллотирующийся на второй срок и зарегистрированный кандидатом в ЦИК, продолжает исполнять свои полномочия.
Когда кандидат в Президенты получает поздравления работников ЦИК и своих сторонников, то он и его штаб приступают официально к агитационной деятельности. В течение короткого времени ему необходимо убедить избирателей голосовать именно за его кандидатуру.

С.Остаев,
газета «Республика»