Бесхозный «Дом печати»

Данный материал писался несколько месяцев. Вернее, разбирательство ситуации в которой оказался интеллектуально-информационный центр Северной Осетии длилось так долго, что и легло в основу данного текста. Выражение интеллектуально-информационный центр — это не выдуманный оборот речи, а факт. 
Еще с далеких советских времен в семиэтажном здании на проспекте Коста, 11 расположились все центральные республиканские печатные издания-газеты и журналы: «Растдзинад», «Северная Осетия», «Слово», «Терек», «Дигора», «Мах Дуг», а также главная типография республики «Осетия-Полиграфсервис». Понятно, что названия организаций менялись со временем, но суть и коллективы остались прежними. Таким образом, получается, что наша четвертая власть оказалась бессильной и недееспособной в вопросах собственного материального бытия. Чего же ждать тогда гражданам республики, чьи интересы и проблемы должны освещать и отстаивать указанные выше издания. Впрочем, обо всем по порядку.
Здание Дома печати было построено в 80-е годы прошлого века и является одним из классических архитектурных сооружений позднего СССР. Это было не просто сооружение, а здание с собственной инфраструктурой и по сей день представляет собой полиграфический комплекс с единым инженерным комплексом и коммуникациями (отопление, водопровод и канализация, электричество и т.д.). Однако с развалом СССР, как известно, все государственное имущество было разбазарено власть имущими. А там, где не успели прихватить, довели до развала и так все и оставили. Не обошла эта стихия стороной и Дом печати. С 1997 года помещения переходили из рук в руки внутриреспубликанских властных структур. Дошло даже до такого абсурда, что с 2010 по 2015 год помещения находились на балансе Министерства культуры. Собственником же всегда была республика, в лице министерства имущества.
Вся эта неразбериха началась, как мы выше отмечали, с 1997 года, когда Председатель правительства республики Ю.Бирагов своим постановлением зачем-то, с формулировкой «для повышения эффективности управления и в целях усиления государственного контроля за состоянием и сохранением государственного имущества», разделил комплекс зданий на две части, собственно административный редакционный корпус, включая столовую (отдельно стоящее здание), и полиграфические помещения ГПП «Рухс» (Осетия-Полиграфсервис). Однако, тогдашнее правительство забыло по-видимому о том, что помещения функционировали с единым инженерным комплексом и коммуникациями, которые не разделили. Возможно, они тогда так глубоко не мыслили, слишком много госсобственности у них было, которое нужно было умело и выгодно пристроить. Но факт остался фактом, а собственно, оплата за свет, тепло, вывоз мусора, уборку и прочие технические вопросы эксплуатации здания остались за типографией, которая фактически исполняла роль технической дирекции, заключала договора на все помещения, независимо от юридической принадлежности, с соответствующими организациями обслуживания и рассчитывалась с ними, собирая со всех находящихся здесь предприятий оплату согласно тарифам.
За прошедшие 20 лет многое изменилось. ГПП «Рухс» в 2008 году на основании Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» в соответствии с распоряжением Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия — Алания была приватизирована в ОАО «Осетия-Полиграфсервис», единственным акционером которого выступило Министерство государственного имущества и земельных отношений. А что же с основным редакционным корпусом? Как мы отмечали выше, он передавался с баланса на баланс. В какой-то момент, каким-то образом 1-ый этаж оказался в частных руках. Так же в частные руки перешло и отдельное благоустроенное помещение бывшей столовой. Сегодня там расположился цех по производству металлических изделий, ворот, оград и прочего. Такое соседство не радует интеллектуальный цех республики, но редакции газет и журналов бессильны с этим что-то сделать. Более того, они сами оказались героями споров и околокоммунальных разбирательств. Как видим из практики, забота экс премьер-министра Юрия Бирагова о сохранности и эффективности управления Домом печати имела противоположные последствия: часть помещений прихватизировали, а помещениями в разделенном виде управлять, как показывает практика, эффективно невозможно.
В 2015 году после смены власти в республике проблема вылезла наружу, и разгорелся конфликт между обитателями разделенных помещений, редакторы газет против директора типографии. Суть споров сводилась к тому, что редакции газет отказались платить за коммунальные услуги типографии, которая продолжала заниматься техническими вопросами обслуживания всего комплекса. На их сторону встало и руководство тогдашнего Комитета связи и массовых коммуникаций РСО — Алания. В ряды неплатильшиков за коммунальные услуги добавились недавно заселенное на 3-ий этаж Управление Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд
В процессе разбирательства обнаружилось абсолютно абсурдное. Оказалось, что у Дома печати нет хозяина. По сведению Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в Республике Северная Осетия — Алания в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не значится. То есть, собственник недвижимого имущества в виде здания «Дом печати» не определен и не зарегистрирован. Понятно, что по факту собственник известен — минимущества. Речь идет о халатности чиновников, которые не оформили соответствующую документацию. На данный момент проблема в том, что прав и полномочий у балансодержателя Комитета по делам печати и массовых коммуникаций РСО — Алания никаких нет до юридического их оформления, которое может занять еще не один месяц.
Сложилась действительно абсурдная ситуация. Организации работают в уюте и тепле, электроэнергией, водой и канализацией пользуются, а платить не хотят, ссылаясь на то, что помещение бесхозное. Некоторые редакторы считают, что поскольку они государственные, то платить должно государство, то есть Министерство госимущества и земельных отношений. Руководитель Управления РСО — Алания по проведению закупок для государственных нужд Олег Илаев от оплаты не отказывается, однако также не видит правовых оснований вносить оплату за коммунальные услуги на счета типографии. По его мнению, вопрос надо заморозить до юридического оформления балансодержателя, то есть уйти в дебиторскую задолженность за коммунальные услуги, а затем разово погасить долг перед поставщиками услуг. Однако каким образом руководство типографии сможет убедить поставщиков коммунальных услуг терпеть неопределенное время, никто не знает.
Проблемы Дома печати коммунальными услугами не ограничиваются. Далее следует ситуация с охраной помещения, с уборкой территории и помещений общего пользования, обслуживания лифтов и прочее. С начала конфликта, то есть с весны 2015 года, здание Дома печати действительно бесхозно. Типография убрала вахтеров и сократила уборщиц, поскольку нет денег на их содержание, и как бы нет полномочий нести ответственность за все помещение. Входные двери сломаны и открыты круглые сутки. То есть, кто угодно — бомжи, бродяги, криминальные элементы могут в любое время суток, круглый год беспрепятственно зайти в здание на любой этаж и творить что угодно. Холл здания, лестницы и коридор с тех пор не убираются, грязь такая, что стыдно по ним ходить. Хотя, наверное, не всех высокоинтеллектуальных творческих работников редакций смущает эта грязь.
Мы не стали обращаться к новому руководителю новообразованного Комитета по делам печати и массовых коммуникаций РСО — Алания, поскольку, ясно, что они сами юридически недооформлены, ситуацией не владеют и пока в данном вопросе не дееспособны. Но не понятно одно, почему Комитет по делам печати размещается в арендованных офисах, в то время, когда им на баланс передано семиэтажное здание Дома печати?
Чтобы все же разобраться в ситуации, мы обратились к министру государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия — Алания Руслану Зауровичу Тедееву. Он пояснил, что ситуация известна ему и она неоднократно обсуждалась как с премьер-министром Таймуразом Тускаевым, так и с Главой республики Вячеславом Битаровым. «Действительно, существует проблема с юридическим оформлением помещений, которая в данное время находится на стадии завершения. Так же есть прямое указание Битарова заключить договор с ЧОПом и выставить соответственно охрану помещения, что мы и намерены исполнить в ближайшее время. Что касается оплаты коммунальных платежей, то я кроме как саботажем со стороны руководителей организаций неплательщиков их поведение не могу назвать. Существует АО «Осетия-Полиграфсервис», которое всегда занималось решением всех вопросов по техническому обслуживанию здания, в том числе оплату коммунальных платежей на основе заключенных договоров. И это все законно, поскольку коммуникации инженерных сетей всего здания Дома печати находятся на балансе АО «Осетия-Полиграфсервис». Таким образом, типография не только может, но и обязана вести соответствующую хозяйственную деятельность по техническому обслуживанию всех помещений, а пользователи помещениями обязаны заключить договора и оплачивать получаемые коммунальные и прочие услуги согласно существующим тарифам».
По словам директора типографии, «некоторые редакторы газет либо пребывают в заблуждении, либо сознательно уклоняются от оплаты коммунальных платежей, а также за уборку и охрану помещений. В результате здание за последние полгода фактически бесхозно, не убирается, а двери открыты круглосуточно — нет ни охраны, ни вахтеров, которые раньше благополучно справлялись со своей работой и в здании царил порядок. Рычагов воздействия на них у меня нет. Они ждут какие-то дополнительные разъяснения и команду сверху. Но, а пока имеем что имеем, здание пребывает в упадке. Более того, типография доведена до банкротства из-за неплатежей, причем как коммунальных, так и типографских услуг. Кроме как перестать печатать газеты бесплатно, другой перспективы нет. Но это же не выход, не могут же газеты перестать выходить, а типография закрыться. Надеюсь, что нас услышат и проблемы в текущем месяце будут решены».
Что ж, ситуация вроде бы ясна. Проблема, как мы понимаем, только в том, чтобы власти республики, должностные лица компетентно и своевременно решали возложенные на них задачи и чтобы своевременно бюджетные деньги доходили до адресатов. Что же касается газет и журналов, то их либо надо субсидировать, либо закрыть. Опять же, это вопрос в компетенции властей республики.
И напоследок, от редакции хотим высказать мнение по поводу заключения договора с ЧОПом для охраны Дома печати. Очевидно, что Глава республики и министр Руслан Тедеев руководствуются благими намерениями. Но, давайте зададимся вопросом. Зачем такое дорогостоящее мероприятие, зачем тратить много бюджетных денег, если можно обойтись недорогостоящим содержанием вахтеров, как это было ранее? Это можно сделать сразу, за один день, прямо с понедельника. И надо сделать срочно, чтобы здание Дома печати не было бесхозным. Разумеется, что если это не в силах балансодержателя, то решение вопросов за собственником — Министерством государственного имущества и земельных отношений.
Бадри Газзати
http://free-view.org/2016/12/17/beskhoznyy-dom-pechati/