Игры престолов

Можно ли расценивать историю с новым составом ЦИК как раскол в правящей элите Северной Осетии и начало противостояния между двумя Главами — республики и города?
Под конец 2016 года Глава муниципального образования г.Владикавказа Махарбек Хадарцев сделал заявление, в котором выразил свое несогласие с тем, что в новый состав республиканской Центральной избирательной комиссии не вошла Зарина Черчесова. Именно эта кандидатура была единодушно поддержана депутатами Гордумы, как представитель столицы республики в обновленной ЦИК.
Невключение кандидата от Собрания представителей города в состав избиркома Хадарцев расценил как игнорирование воли жителей Владикавказа, составляющей более половины населения Северной Осетии. «Мнение владикавказской городской думы, за которой большая часть республики, так никого и не интересует?», — задавался вопросом чиновник в официальном заявлении. На своей странице в Facebook Хадарцев также в довольно резкой форме выразил несогласие с принятым решением: «Более чем четырехсоттысячное население столицы республики оставили без голоса в составе ЦИК. Глава республики — гарант соблюдения законодательства в регионе. Но сегодня в той же ситуации с выборами членов ЦИК этот гарант ставится под сомнение».
В СМИ сразу посыпались различные версии. Якобы заявление Хадарцева означает неминуемый раскол в правящей элите Северной Осетии и начало противостояния между двумя Главами — города и республики. Этакий демарш градоначальника связывался с предстоящими парламентскими выборами, а, соответственно, и выборами в Собрание представителей г.Владикавказа. На кону, как предполагали товарищи по перу, контроль над «священной коровой» — ЦИК, которая во многом позволит влиять на итоговые результаты выборов и в республиканский парламент, и в городскую думу. Для пущей убедительности некоторые коллеги вспомнили о случае, имевшем место в прошлом году в связи с несостоявшейся отставкой главного тренера республики по вольной борьбе Марика Тедеева. Напомним, тогда министр спорта Хасан Бароев неожиданно принял решение снять с должности именитого тренера, и лишь вмешательство в ситуацию Махарбека Хадарцева, сделавшего, кстати, также публичное заявление в социальной сети, сохранило наставника сборной у руля команды.
В чем-то аналитики, конечно, правы, но далеко и решительно не во всем. Это «в чем-то» заключается, прежде всего, в том, что доселе никто из должностных лиц открыто не осмеливался оспаривать решения Вячеслава Битарова. Посему это в какой-то мере, пусть даже условно, но можно трактовать, как вызов Главе со стороны господина Хадарцева. Однако, увы, на этом далеко идущие выводы себя исчерпывают.
Во-первых, вряд ли столь опытный политик, как Хадарцев, не понимает, что от рядового члена ЦИК мало что зависит в принятии тех или иных решений. Ключевая роль ожидаемо будет принадлежать председателю избиркома. Соответственно, вопрос невключения в состав избирательной комиссии Зарины Черчесовой является делом принципа и не более того.
Во-вторых, убежден, никакого раскола в правящей элите не будет. Прежде всего потому, что Хадарцев, как и Битаров, состоит в правящей партии «Единая Россия», и очень маловероятно, чтобы оба политика пошли на внутрипартийный конфликт по примеру некогда уже наблюдавшегося противостояния Мамсуров-Фадзаев. Напомню, тогда данное соперничество завершилось сменой Фадзаевым партийной принадлежности и оттягиванием большого процента голосов на парламентских выборах у некогда родной фракции. Уверен, Хадарцев по такому пути вряд ли пойдет, так как очевидных противоречий с Главой, по крайней мере пока, в отличие от ситуации Мамсуров-Фадзаев, мы не наблюдаем.
Читатель резонно может задаться вопросом — при чем здесь Хадарцев и парламентские выборы, если, следуя сложившейся традиции и логике, он, казалось бы, должен поставить цель вновь стать главой МО Владикавказа. Осмелюсь предположить, что Хадарцев пойдет-таки на выборы в Парламент. Политической фигуре такого масштаба явно тесно в нынешних должностных рамках. Приход в республиканский законодательный орган еще одного двукратного олимпийского чемпиона по вольной борьбе выглядит абсолютно закономерным. Причем, убежден, в этом случае Хадарцев не будет рядовым депутатом, а займет пост либо председателя парламента, либо, как минимум, его заместителя.
В-третьих, пример с главным тренером борцовской сборной республики, о котором указывалось выше, не очень корректен. Несмотря на авторитет Хадарцева, ситуация с Мариком Тедеевым совсем из другой плоскости — чисто спортивной. В той истории поведение Хадарцева выглядело абсолютно логично. Являясь президентом федерации вольной борьбы республики, он несет полную ответственность за выступление сборной, следовательно, именно в его компетенции находятся все кадровые назначения касательно сборных команд вольников. В конечном итоге президент федерации и заявил о своем праве, которое было услышано инициатором кадрового решения — главой Минспорта республики Хасаном Бароевым.
Наконец, в-четвертых, Хадарцев является человеком самодостаточным (о чем заявлял, в частности, в одном из интервью), и в принципиальных вопросах не собирается прогибаться под кого бы то ни было. И здесь следует учитывать психологический фактор, дух победителя, которым пропитана вся жизнь известного спортсмена, предпринимателя, а ныне политика. Для таких людей мелочей не бывает, и они, как правило, максималисты. Именно потому история с Зариной Черчесовой вызвала столь болезненную реакцию у Хадарцева, и искать здесь какой-то иной смысл, считаю, просто излишне.
То, что Хадарцев — политический тяжеловес, всегда имеющий свое мнение, факт бесспорный. Естественно, у «крепкого орешка» такого масштаба, уже втянутого в политическую орбиту, не может не быть серьезных амбиций. Рискну предположить, что именно он имеет все предпосылки претендовать в будущем на должность Главы республики. Значит, никакого раскола на сегодняшний день нет и быть не может. 
Роланд Курбанов
http://gradus.pro/igry-prestolov/