Авиаполк, породненный с Осетией

18 мая 2013 года ветераны 182-го Гвардейского Севастопольско-Берлинского Краснознамённого тяжёлого бомбардировочного авиационного полка отметили 70-летие со дня его основания.

18 — 19 мая в Северной Осетии, в г.Моздок проходят торжества по случаю 70-летия создания полка. Оргкомитет по празднованию юбилея полка возглавляет средний из династии Вавиловых — гвардии подполковник запаса А.А. Вавилов.

Утром 18 мая у памятника жертвам теракта (ДОС) прошло торжественное построение ветеранов авиаполка, и после краткого митинга и возложения к памятнику цветов колонна с прибывшими на празднование юбилея полка гостями под духовой оркестр строем прошла к памятнику «Самолёт», где состоялось возложение цветов. После этого юбилейное действо продолжилось на пл. им. 50-летия Октября, где ветеранам полка вручены памятные (в честь юбилея полка) медали.

Далее участники юбилейных торжеств на автобусах направились на аэродром. По возвращении их на площадь, все приняли участие в торжественном собрании, посвящённом 70-летию 182-го Гвардейского Севастопольско-Берлинского Краснознамённого тяжёлого бомбардировочного авиационного полка. После торжественного собрания показан спектакль.

Формирование полка происходило весной 1943 года, когда положение на фронтах войны для Красной армии, разгромившей фашистские группировки на Северном Кавказе, в Сталинградском сражении и под Воронежем, складывалось благоприятно.

Командиром полка был назначен гвардии майор Александр Яковлевич Вавилов, командир эскадрильи 3-го гвардейского авиаполка.

Первоначально на вооружении полка было 15 самолётов «Ил-4», к полётам из которых были готовы лишь 9, остальные были в ремонте.

Первый боевой вылет все 9 экипажей совершили 11 мая с аэродрома формирования Остафьево для нанесения бомбового удара по железнодорожному узлу Днепропетровска, а 12 мая та же девятка бомбила железнодорожные пути Варшавы.

В мае — июле 1943 года полком было выполнено 227 боевых вылетов, бомбовым ударам подверглись железнодорожные узлы Снежинска, Орла, Гомеля, Брянска, Полоцка, а также аэродромы и скопления войск противника в городах Могилёв, Ельня и др. К началу июля в полку уже было 22 самолёта с экипажами, имеющими боевой опыт.

14 мая 1944 года приказом Верховного Главнокомандующего полку за отличное выполнение задания по уничтожению немцев в районе Севастополя было присвоено наименование «Севастопольский», всему личному составу объявлена благодарность.

Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий по разгрому немецко-фашистских войск 19 августа 1944 года полк был награждён орденом Красного Знамени.

О характере боевой работы личного состава полка говорят подлинные документы, подписанные полковником Вавиловым. В одном из приказов предписано: командирам 1-й, 2-й и 3-й эскадрилий выпустить в бой по 4 экипажа с минимальной бомбовой нагрузкой 1000 кг, максимальной — 1250 кг; экипажу фотографов — подвесить 4 аппарата и 6 осветительных авиабомб.

По результатам операции командир полка отправил в штаб дивизии боевое донесение от 25.03.1945 г. о том, что произведено 14 самолётовылетов к основной цели: железнодорожный узел, порт и г. Данциг; сброшено 14140 кг авиабомб (далее идёт перечень уничтоженных объектов, фамилии командиров отличившихся экипажей).

Авиаполк тяжёлых бомбардировщиков, возглавляемый гвардии полковником Вавиловым, принимал непосредственное участие и в Берлинской операции, за что приказом Верховного Главнокомандующего от 11 июля 1945 года №111 полку было присвоено наименование «Берлинский».

За мужество и героизм в годы Великой Отечественной войны 8 членов полка удостоены звания Героя Советского Союза, 16 награждены орденами Ленина, 48 — орденами Красного Знамени, 48 — орденами Александра Невского, десятки — другими боевыми наградами. Всему личному составу объявлено 11 благодарностей от Верховного Главнокомандующего и командующих фронтами.

Сам командир полка А. Вавилов был награждён двумя орденами Ленина, орденом А. Невского, тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны, а также многими медалями. Вышел в запас Александр Яковлевич с должности заместителя командира дивизии в 1961 году, жил в Нижнем Новгороде, там и похоронен в 1987 году.

За два года войны полком над Берлином, Будапештом, Варшавой, Хельсинки и другими военно-промышленными объектами, расположенными глубоко в тылу, было произведено 589 боевых полетов и сброшено 604 тонны бомб; на разрушение железнодорожных узлов — 1230 боевых вылетов, сброшено 1353 тонны бомб; на уничтожение живой силы и техники противника — 944 боевых вылета, сброшена 1181 тонна бомб; на аэродромы противника — 337 боевых вылетов, сброшено 405 тонн бомб; на порты — 105 вылетов, сброшено 107 тонн бомб.

За время боевых действий полком уничтожено 57 железнодорожных эшелонов, 32 склада; разрушено 4 железнодорожных моста; сбито 4 самолёта; произведено 3215 боевых вылетов, сброшено на врага 3650 тонн бомб.
За этот период потери полка составили 66 человек личного состава и 36 самолётов.

С 1950 года началось перевооружение полка на более современные самолёты — «Ту-4» и «Ту-16».

На основании директивы командующего Дальней авиацией от 23 июня 1962 года полк был расформирован, но уже в июле на основании директивы Генштаба Советской армии и новой директивы командующего ДА на аэродроме г. Моздока был вновь сформирован 182-й Гвардейский Севастопольско-Берлинский Краснознамённый тяжёлый бомбардировочный авиационный полк ДА в составе 28 экипажей.

Оснащаться полк стал самолётами «Ту-95». Командиром полка был назначен гвардии подполковник Тумакаев. В январе 1963 года полку было вручено Гвардейское знамя.

В 1963 году в полку стали осваивать дозаправку самолётов «Ту-95К» в воздухе, в том же году впервые были осуществлены пуски ракет X-20, полёты в Атлантику на разведку и поиск авианосцев условного противника.

11 июня 1969 года впервые в Дальней авиации двумя группами, в общей сложности состоящими из девяти экипажей, осуществлены сверхдальние полёты. Продолжительность полёта первой группы — 31 час, второй — 30 часов 13 минут с двумя дозаправками в воздухе.

26 августа 1977 года — роковая дата для авиаполка: в этот день в воздухе столкнулись два экипажа «Ту-95К», погибли 19 человек.

В 1980 году личному составу полка приказом командующего Дальней авиацией присвоено звание «Отличный», а по приказу министра обороны вручён вымпел «За мужество и воинскую доблесть».

С 1987 года началось перевооружение полка на самолёты нового поколения — «Ту-95МС». 30 сентября того же года первый суперсовременный ракетоносец «Ту-95МС» перегнал в Моздок экипаж командира первой эскадрильи гвардии подполковника Александра Александровича Вавилова — сына первого командира полка.

Лучшие экипажи самолётов полка с дружеским визитом в 1992 и 1994 годах посетили военные авиабазы в Великобритании и США, а в 1995 году экипаж гвардии майора А. Печатного принял участие в воздушном параде в Москве по случаю празднования 50-летия Великой Победы. В 1997 году полком были проведены успешные пуски крылатых ракет.

В 1998 году полк перебазирован с аэродрома «Моздок» в Амурскую область с сохранением Боевого знамени, всех почётных наименований и исторического формуляра — 182-й.

В полку было два именных самолёта — «Смоленск» и «Иркутск», а с 2005 года их стало три: в ознаменование заслуг жителей нашего города перед авиаторами один из стратегических ракетоносцев получил название «Моздок». Примечательно, что за штурвалом именного самолёта, который был пригнан на аэродром города Моздока для показа жителям района, был гвардии подполковник Александр Александрович Вавилов — внук первого командира полка.
Подготовил С. Манукянц

 http://vestnik.mozdok.org/