Менеджер-технократ системно встряхнет страну

 

Почему правитель тасует колоду, переставляет фигуры на олимпе? Чтобы система осталась без изменения, а челядь не размагнитилась — окончательно не скатилась в отряд паразитов и хапуг. Пришел новый тренер, построил команду, задал перцу, разогнал разжиревших. Никак нельзя сковырнуть общую конфигурацию вертикали, можно только придать импульс засыпающим в роскоши представителям чиновничества и силового блока. Для этого действа больше подходит технократ — системный менеджер. На должность замглавы администрации президента назначен Сергей Кириенко. Он куратор внутренней политики. Этот пост считается должностью главы будущего штаба Владимира Путина в президентской кампании.
Ультиматум Кудрина, в котором он заявил, что у правительства нет денег на выполнение майских указов президента, — результат феерической победы «Единой России». Начало работы новой Государственной думы, необходимость правительству предлагать новые варианты бюджетного планирования — все это является серьезным поводом для того, чтобы рассмотреть взаимодействие Президента, Правительства и Госдумы. Дело в том, что естественное развитие отношений в этой тройке всегда приводило к очень специфическому эффекту — возникновению заговора Правительства и Думы против Президента. 
Связано это с очень простой вещью. Дело в том, что ключевым источником развития российской экономики — не важно, растет она или падает, — является распределение государственных денег, бюджета. Его распределением у нас занимаются как раз Правительство в лице Минфина и Госдума, которая принимает закон о бюджете. Администрация Президента, которая формально отвечает за социально-политическую стабильность, на этот процесс влияния оказать не может. И это постоянно создает проблемы у всех кураторов социально-политического блока — в последние годы это были Владислав Сурков и Вячеслав Володин.
У них было какое-то количество губернаторов, глав региональных предприятий, которых хотелось поощрить. Но были и те, кого хотелось поругать. Главный критерий поощрения или наказания — бюджетные деньги. Поскольку деньги выделяет Правительство, на этой почве регулярно возникали острые конфликты между кураторами из Администрации Президента и Минфином. Поскольку контролировать распределение бюджетных средств Администрация Президента не может, у нее остается только один рычаг — антикоррупционные посадки и увольнения. 
Каждое увольнение министра или даже замминистра — это скандал, а «посадка» чиновников такого уровня — не меньший скандал. Конструктивного же механизма решения проблемы не существует. Именно поэтому я не исключаю, что назначение Сергея Кириенко, который — безусловный технократ, человек, понимающий, как работают институты, — это попытка воссоздать тот механизм, который существовал в Администрации Президента до 1998 года. http://khazin.livejournal.com/1272138.html?media

 

 

Представляя нового полпреда, Путин охарактеризовал его так: «Он всегда занимает внятную позицию». Либеральное прошлое не означает, что в Кремле Кириенко будет вести более мягкую политику, чем его предшественник Вячеслав Володин, уверен политолог Леонид Радзиховский.
Должность заместителя главы АП — это не политическая должность, а Кириенко — не публичный политик. Публичных политиков в нашей стране вообще нет — есть трепачи на ток-шоу, актеры, шоумены, а серьезных фигур наша политическая система не предполагает. Кириенко технарь не только по образованию — неважно, что он закончил 100 лет назад, — он бюрократический технарь, профессиональный управленец. В конце концов, управлять корпорацией «Росатом» или администрацией президента — это в любом случае управлять людьми, поэтому для него ничего неестественного в этой работе нет.
На эту должность Кириенко подходит больше, чем, например, Сурков, тот — творческий человек, креативный продюсер, ему хотелось создавать сюжеты, интриги, столкновения, в общем, сложнопостроенную систему. А сейчас нет речи о сложнопостроенных сюжетах — бороться не с кем, никаких партий нет, политических противников тоже. Все закатано, поэтому можно только придумывать противников, создавать из ничего, а потом героически с ними бороться. Если Кириенко прикажут, он будет это делать, но сейчас такой необходимости нет. Его предшественник Володин имел опыт партийного строительства: создавал «Отечество — Вся Россия», работал в «Единой России», имел выборный и парламентский опыт, все это пригодилось ему в администрации. У Кириенко тоже есть опыт участия в выборах: единственный успешный этап у СПС был, когда партию возглавлял он. У них был известный слоган, не знаю, Кириенко его придумал или нет, но этот слоган их вытянул: «Путина — в Кремль, а Кириенко — в Думу!» Примерно так и получилось: Путин — в Кремле, Кириенко — в администрации.
Да, Кириенко когда-то говорил, что он очень правый, что он придерживается либеральных взглядов. Однако после этого он работал 15 лет в крупной госкорпорации, возглавлял ее, как и Чубайс, другой лидер правых и либералов. Они чиновники, они люди гибкие. В 1990-е годы они все напирали на ограничение роли государства в экономике — чем меньше государства, тем больше экономики, — а в 2000-е годы и Чубайс, и Кириенко возглавили крупнейшие государственные компании. Кстати, с большим успехом для себя: состояние семьи Кириенко — от $50 млн до $100 млн. Формально оно, конечно, записано на его сына, но понять, где там доля сына, а где влияние отца, невозможно, — тем не менее, это состояние семьи. 
Тот факт, что он участвовал в либеральном движении, ни о чем не говорит. Это все грехи молодости, давно прошло — в дефолте он тоже участвовал. В 1990-е и Шувалов был либералом, а до этого успел побывать комсомольским лидером, и что, он сейчас убежденный комсомолец? 
На новой должности Кириенко будет получать общие указания от Путина и реализовывать их в меру своих талантов. Он креативный исполнитель, исполнитель, наделенный огромными полномочиями, но не он придумывает идеологию. Он не может прийти к Путину и сказать: «Владимир Владимирович, вы знаете, вот эта ваша идея мне не нравится. Вы, извините, я не хочу заниматься завинчиванием. Это не соответствует моему мировоззрению». Он, как компьютер, не может отказаться печатать твой текст, потому что этот текст противоречит убеждениям компьютера, так же, как фотоаппарат не откажется фотографировать.
Изменения во внутренней политике зависят от Путина. Захочет Путин — изменится в одну сторону, захочет — в другую сторону. Фамилии чиновников здесь совершенно не важны. Если бы он назначил на это место, допустим, того же Навального или Жириновского, это бы что-то могло означать. Но в этом случае, так же как и после назначения Вайно, политику в нашей стране определяет один единственный человек, ни с кем в этом не советуясь. Он приказывает — они выполняют. 
При этом я не считаю, что Кириенко обязательно будет эффективнее Володина управлять внутренней политикой. При Володине для них все шло просто идеально. Когда он пришел, все бултыхалось, Болотная, какие-то протесты, «демшиза» на ушах стояла, казалось, что еще немного, еще чуть-чуть — и «мы здесь власть». К концу володинского пребывания в АП не осталось никого — тишь, гладь, божья благодать. Несколько городских сумасшедших на «Эхе Москвы» и все. По-моему, Володин свою работу выполнил на 101%.
Другое дело, что Володин тоже менеджер, тоже управленец, но у него есть привычка и интерес к парламентским делам. Он не хотел уходить, ведь понятно, что власть руководителя управления внутренней политики огромна, а власть председателя Думы гораздо меньше. С другой стороны, это место как раз по володинской биографии. Кириенко тоже не хотел уходить, потому что руководить этим гигантским концерном с оборотом в десятки миллиардов долларов, чего же лучше? Но партия сказала: надо! Комсомол ответил: есть! http://theins.ru/opinions/32129

 

 

ПЯТЬ моих книг на ЛитРес: http://www.litres.ru/viktor-buyvidas/pesa-dlya-shpionki/, http://www.litres.ru/viktor-buyvidas/, http://www.litres.ru/viktor-buyvidas-8515579/
http://buividas333.livejournal.com/404874.html