Александр Габуев грандиозно промахнулся о роли России в мире

 

Я, конечно, ни микросекунды не верю наймиту США Габуеву. Лично мне ясно, что в близкой перспективе именно три державы — Россия, Китай и США — станут совместно решать все острые проблемы планеты. Этот триумвират может возглавить разношерстный мировой улей уже довольно скоро, ибо президентом Штатов стал уважаемый мистер Дональд Трамп, все-таки суперпрозорливый политик, взгляды которого не противоречат позиции лидера РФ Владимира Путина.
ТТП — это больше 800 млн человек, около трети мирового ВВП и четверть глобального товарооборота.
Эксперт-экономист Александр Габуев выдал убийственное заявление: «Вашингтон и Пекин не собираются включать Москву в треугольник мировых лидеров». Что тут важно уяснить? Конечно, Александр трудится в западной корпорации, поэтому априори настроен скептически. Однако центральная мысль — Пекин и Вашингтон кинут Москву — может оказаться вполне жизненной. Давайте все же посмотрим, что произойдет при таком раскладе, по мнению Габуева. Я выделил из огромной лекции наиболее значимые куски. 
Итак, вещает Александр Габуев (фото), руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского Центра Карнеги. Исторический процесс не остановить, ТТП лишь предтеча грядущих грандиозных изменений, и далеко не факт, что России уготовано «светлое будущее». 
Многие группы американского общества стали противниками свободной торговли, причем как «правые», так и «левые». Так, резкая критика ТТП звучала из уст сенатора-демократа Берни Сандерса, по его мнению, ТТП — это придумка транснациональных компаний, которые настроены высасывать соки из всего мира. В каком-то смысле это не бесконечно далеко от истины: действительно, крупный транснациональный бизнес больше чем кто бы то ни было выигрывает от соглашений в рамках Транстихоокеанского партнерства. Против ТТП выступала и Хиллари Клинтон, которая обещала, что будет его пересматривать и перезаключать. Скорее всего, она бы договорилась с конгрессменами от тех штатов, которые больше других пострадали бы от ТТП, и пообещала бы им те или иные формы компенсации, но соглашение по ТТП было бы ратифицировано. 
Как поступит Трамп? Смогут ли приверженцы свободной торговли убедить его, что Америка в конечном счете выиграет, и сможет ли он сам «продать» ТТП своим сторонникам в привлекательной для них «упаковке»? Пока это дискуссионные вопросы. Могу лишь сказать, что среди людей, которых слушал Трамп в ходе избирательной кампании и которые претендуют на назначения в новую администрацию, мало поборников свободной торговли. 
— Но если Америка возьмет паузу на период президентства Трампа, этим может воспользоваться Китай. Пекин уже заявил, что готов строить Азиатско-Тихоокеанскую зону свободной торговли. 
— Да, перед Китаем открывается шанс продвигать в качестве альтернативы ТТП все тот же ВРЭП. Но проблема ВРЭП в том, что, помимо Китая, который сейчас не отличается симпатиями к принципам свободной торговли, там есть еще и Индия, а она куда более жесткий сторонник протекционизма. Так что сможет ли Китай двигаться быстрее политических процессов в Америке — большой вопрос. Думаю, процесс застопорится, по меньшей мере, на год, и ясность наступит только после того, как в следующем году состоится съезд Компартии Китая и обновится команда Си Цзиньпина, в том числе экономический блок китайского правительства.

 

Не будем забывать, что США и Китай крупнейшие внешнеторговые партнеры друг для друга. Россия во внешнеторговом обороте КНР по итогам прошлого года заняла лишь 16 место, объемы нашей взаимной торговли с Поднебесной почти в 60 раз меньше.

 

Ведь в Китае отношение к ТТП тоже неоднозначное. Одни говорят о нем как «о чудовищном плане американцев», который нужно игнорировать только потому, что он американский, тем более что Белый дом сам позиционирует ТТП как антикитайский проект. Есть те, кто, указывают на угрозу для китайского госкапитализма со стороны независимого суда ТТП, на угрожающие Китаю запрет локализации технологий и равный доступ к госзакупкам. Часть этих сомнений вполне обоснованна. Но многие из подобных противников не столько думают о национальной экономике, сколько просто распиливают госсобственность, разнося ее по офшорам, и, естественно, боятся транспарентности и антикоррупционной направленности ТТП. И есть третья группа, либеральное крыло, чья точка зрения не очень видна со тороны, но внутри китайского руководства довольно заметна. Эта группа говорит: слушайте, если мы хотим избавиться от архаики в нашей экономике и провести структурные реформы, если мы хотим изжить коррупцию, то ТТП нам в помощь. Ведь и в ВТО Китай вступал в 1990-е годы в том числе для того, чтобы провести внутренние реформы. Какая из этих групп возьмет верх после съезда 2017 года и будет формировать экономическую политику администрации Си Цзиньпина, пока совершенно невозможно предсказать. 
Вместе с тем и Трамп не навсегда. Когда-то в США к власти вновь придут демократы, или случится импичмент Трампа и его место займет вице-президент Майкл Пенс, который, будучи губернатором Индианы, выступал за ТТП и поменял позицию только в ходе кампании Трампа. Тысячестраничное соглашение о ТТП уже согласовано, и после Трампа все будет готово, чтобы ратифицировать его. 
— Значит, эпоха глобализма и доминирования транснациональных компаний с избранием Трампа не закончилась? 
— Совершенно точно, что об этом нельзя говорить как о состоявшемся факте. Глобализация, технологии делают проигравшими массы людей, их можно сравнить с луддитами, которые разрушали станки, потому что они лишали работы (в начале XIX века в Англии — ред.). Но мне кажется, что мы стоим на пороге куда более серьезных сдвигов, когда роботизация промышленности поставит под угрозу потери рабочих мест и средств к существованию значительную часть населения очень многих стран, которые не успели перескочить в разряд высокотехнологичных экономик. Многие работы машины выполняют гораздо качественнее, быстрее, дешевле, у них нет профсоюзов, они не бастуют, не требуют повышения зарплаты. При этом, как показали последние чемпионаты по шахматам или го, искусственный интеллект обучается быстрее человека. Так что под угрозой окажутся не только низкоквалифицированные рабочие. Кстати, эти процессы изменят и политические предпочтения. Предположу, что сегодняшние избиратели Демократической партии США — темнокожие, «цветные», сексуальные меньшинства, — могут поменять свои электоральные пристрастия.

 

Эксперты Всемирного экономического форума подсчитали: через три года роботы отнимут у людей 7 млн рабочих мест, а через 20 лет, по прогнозам Оксфордского университета, работу потеряет каждый третий землянин.

 

— Несколько дней назад на саммите АТЭС в Лиме Владимир Путин уже не в первый раз сказал, что в ТТП его больше всего беспокоит, что это экономическое объединение создается закрытым способом и в обход общих правил Всемирной торговой организации. Если будет все больше и больше транснациональных, трансконтинентальных экономических союзов, что останется от ВТО? 
— Высказывание Путина — неверная интерпретация, сознательная или нет (впрочем, этим занимаются многие лидеры в интересах своих государств и режимов). Во-первых, США не регулируют членство в ТТП, поскольку не являются его «родителем». Но когда Австралия, Новая Зеландия, Бруней и Сингапур в свое время убедили Джорджа Буша вступить в переговоры, Америка поняла, что можно создать совершенно новую, гораздо более масштабную торговую зону, особенно если присоединить Японию. Если бы Китай и Россия на этапе переговоров подали заявки на вступление в ТТП, им было бы не так легко отказать. 
О Китае мы уже сказали, а у России сейчас нет интересов в ТТП. Мы экспортируем в Азию преимущественно углеводороды, металлы и оружие, а это не регулируется ТТП, сырьевым и оружейным придатком можно быть и вне зон свободной торговли. Другое дело, если бы Россия активно торговала сельхозпродукцией и продукцией с высокой добавленной стоимостью, а в нынешнем состоянии ТТП для нее не угроза. Кроме того, у ЕАЭС есть зона свободной торговли со Вьетнамом, и через это окно какие-то товары можно было бы продавать в ТТП. Институт Петерсона, кстати, оценивает создание ТТП как положительный факт для России, даже если бы наша страна туда не вступила, мы могли бы получить прибавку к экспорту в 5 млрд долларов до 2030 года.
Во-вторых, текст соглашения о ТТП давным-давно опубликован, сразу после согласования сторонами он был выложен на правительственные сайты, можно скачать и ознакомиться. Замечу, что, когда формировался, например, Евразийский экономический союз, документы в процессе согласования тоже не выкладывались в интернет. И для вступления ЕАЭС был закрыт, а когда Китай поинтересовался, можно ли туда вступить, ему сразу же сказали: нет. Это нормальная схема формирования блоков по политико-экономическим интересам, в этот спорт играют все, и уж тем более такие великие державы, как США. 
Что касается ВТО и ТТП, то это история про эвклидову геометрию и геометрию Лобачевского: одна не отменяет другую. Но можно остановиться на изучении евклидовой, а можно продвинуться дальше. Одни готовятся к старшим классам, а другим и в пятом комфортно: предметы легче, домашних заданий меньше, свободного времени на игры — больше. Зачем нам тригонометрия? Нам и арифметики хватит. ТТП, как его понимают американцы, — это как раз попытка самых умных и продвинутых пятиклассников перейти в шестой класс, после изнурительных дискуссий Дохийского раунда. Но со временем многие из тех, кто остался в пятом классе, тоже захотят взрослой, не только более напряженной, но и более привлекательной, веселой жизни и перейдут в старшеклассники. А в пятом останутся отсталые и лентяи. Мир поделится на «старшеклассников» и «младшеклассников».

 

Лучшим российским университетом традиционно считается МГУ. В международном рейтинге вузов он занимает 188 место. К примеру, университет Кейптауна, ЮАР, на 40 позиций выше.

 

Очевидно, что на сегодня мы среди вторых и рискуем застрять там среди прочих таких же, пока не расширим спектр нашей глобально конкурентоспособной продукции за пределы ВПК и отдельных отраслей гражданского машиностроения. Мозги и потенциал, безусловно, есть, какие-то проекты реализуются и в современной России, но многие ученые и предприниматели уезжают в более открытые и передовые центры, включая те же США и Китай. Это повод задуматься.
Да, мы из тех «пятиклассников», кто «качается» и дружит с продвинутым Китаем: торгуем сырьем и оружием, советского технологического задела и точечных успехов последних 25 лет пока хватает, чтобы не форсировать модернизацию, и так еще можно какое-то время протянуть. Тем более что «силы антиглобализации на марше»: Найджел Фаррадж — в Великобритании, Марин Ле Пен — во Франции. Но где гарантия, что это навсегда? «А что, если нет?», — как поет Семен Слепаков. Что, если Америка в следующий раз снова выберет нового Обаму, только более успешного? Что, если к власти в Китае придет команда еще более глобально мыслящих технократов, которая углубит реформы и приоткроет экономическую систему? Что, если соперничество между Вашингтоном и Пекином сведется не к региональной войне, а к гонке экономической либерализации и технологических революций? Ничего фантастического: такое уже было в советские годы, между Вашингтоном и Москвой, если взять космическую отрасль. Вполне возможно, что это модель соперничества великих держав, а не разрушительные войны. Хотя и второй вариант, разумеется, ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов. Где мы окажемся в этой конфигурации? Вот и выбирайте: свободная торговля — или протекционистский забор. 
— А вот некоторые наблюдатели видят в будущем триумвират США, Китая и России. 
— Во-первых, эта концепция — из старого мира: распределение глобальной силы стало гораздо более равномерным и в то же время асимметричным. А во-вторых, почему именно Россия, а не Германия или Индия, тоже, кстати, ядерная держава? Например, мои американские и китайские коллеги видят Россию лишь одним из центров силы, чуть большим, чем, скажем, Великобритания, но не настолько, чтобы включать ее в треугольник мировых лидеров. Напротив, в их представлении через 10-15 лет значение России будет еще меньшим, как бы она ни «прыгала». 
http://www.znak.com/2016-11-25/ekspert_vashington_i_pekin_ne_sobirayutsya_vklyuchat_moskvu_v_treugolnik_mirovyh_liderov

 

 

ПЯТЬ моих книг на ЛитРес: http://www.litres.ru/viktor-buyvidas/pesa-dlya-shpionki/, http://www.litres.ru/viktor-buyvidas/, http://www.litres.ru/viktor-buyvidas-8515579/
http://buividas333.livejournal.com/421395.html