Дарьяльское ущелье глазами Геворка Башинджагяна

Среди многочисленных работ художников, писавших Дарьяльское ущелье, особое место занимают картины армянских мастеров — Башинджагяна и Айвазовского. Каждый из них создал по четыре полотна с видами Дарьяла.

Геворк (Георгий) Захарович Башинджагян родился в небольшом грузинском городке Сигнахи. Его отец, свободно владевший армянским, русским, грузинским и персидским языками, состоял проводником и переводчиком при небольших торговых миссиях и караванах, следовавших из Грузию через Армению в Персию. Мать учила детей грамоте. В доме любили историю, искусство, литературу. Отец сочинял стихи и любил читать их детям.

Башинджагян учился в Тифлисской рисовальной школе при Кавказском обществе поощрения изящных искусств, первой, основанной на Кавказе и много сделавшей для распространения художественного образования в Закавказье.

В 1879 году Башинджагян поступил в Академию художеств в класс профессора М.К.Клодта. В 1883 году за свою дипломную работу «Березовая роща» получил малую серебряную медаль. В 1884 году ездил в Италию и Швейцарию; В 1899-1902 работал в Париже. Жил в основном в Тифлисе, участвуя в культурной и художественной жизни города. Писал статьи об искусстве, которые публиковал в периодических изданиях и отдельными книгами — «Из жизни художника» (СПб, 1903), «Путевые заметки» и др. Он — автор исследования о творчестве Саят-Нова и автор памятника поэту в ограде церкви Сурп-Геворг в Тифлисе.

Кстати, когда Саят-Нова был выслан из Тифлиса, то он останавливался в Моздоке.

Башинджагян — автор многочисленных пейзажей Кавказа и Закавказья; нескольких работ по мотивам поэмы «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели, романа «Труженики моря» Виктора Гюго, стихотворения «На севере диком…» Михаила Лермонтова, а также диорамы «Вид на Стамбул в лунную ночь» (1915).

С этюдником Башинджагян исходил и объездил весь Кавказ, занося в альбом разноликие наблюдения природы. Известны его северокавказские пейзажи, а также «Долина Цхинвали. Вид с холма» (1885. Собственность семьи художника, Ереван), «Почтовая станция на Военно-Грузинской дороге» (1888. Государственная картинная галерея Армении), «Казбек» (1895. Государственная картинная галерея Армении).

Художник Мартирос Сарьян писал: «Геворк Башинджагян — замечательный поэт Кавказа, певец Арарата, Казбека, Севана. Он чувствовал величие гор, ущелий, долин, создав ряд вдохновенных полотен». Эти полотна художника несут в себе ярко выраженное романтическое восприятие природы и строятся на контрастных сопоставлениях глухого сумрака ночи и света луны, бледно-желтыми бликами играющих на поверхности вершин, на облаках и небе. Для романтиков ночной мир был средоточием многих тайн мироздания. За завесой серой дымки тумана проступает — «Дарьяльское ущелье. Скала «Пронеси, Господи!» (1899. Собственность семьи художника. Ереван), «Дарьяльское ущелье в лунную ночь» (1899. Государственная картинная галерея Армении), «Дарьяльское ущелье ночью» (1910. Собственность семьи художника. Москва).

Башинджагян был знаком с художником Айвазовским. Юный Геворк в Тифлисе получает первые художественные впечатления, где были еще живы отзвуки нашумевшей выставки Айвазовского 1868 года, часть картин с которой прославленный художник оставил в дар городу. «Они стали моим первым сильнейшим эстетическим переживанием», — вспоминал Башинджагян много лет спустя в своей «Автобиографии». Привлеченный доброжелательностью старого мэтра, которого называл «Виктором Гюго живописи», он особенно дорожил ценностью профессиональной критики своих первых работ, хотя — как напишет он позднее — от нее «порою и болело сердце»…

Людмила ХМЕЛЕВА, зав.отделом искусств ННБ РСО-А