Московские премьеры Жанны Плиевой

Какая она — современная академическая музыка? Что волнует музыкантов XXI века, и какими им представляется окружающий мир? Легко ответить на эти вопросы может тот, кто посещает абонементные концерты Московской филармонии, а также концерты ежегодного фестиваля современной музыки «Московская осень».
В обширной панораме новой музыки непросто сориентироваться. Однако опытный слушатель знает, что есть композиторы, встреча с которыми будет бесспорно яркой и запоминающейся. К числу таких авторов принадлежит Жанна Плиева, чьи сочинения будоражат мысль и чувство, вызывают много восторгов и сильных эмоций. В этом году осетинский композитор представила публике премьеры нескольких сочинений. На «Московской осени — XXXIII» прозвучали песня, фортепианная композиция и Концерт для двух виолончелей Жанны Плиевой. Самым заметным, вызвавшем немало откликов в среде профессионалов-коллег, стало исполнение нового Виолончельного концерта. Это произведение также было исполнено в концерте «Молодые таланты», прошедшем недавно в камерном зале Московской филармонии.
В фестивальном буклете «Московская осень — 2011» Жанна Плиева написала о том, что послужило импульсом к созданию многих её виолончельных опусов: «Когда-то я услышала по радио в исполнении М. Ростроповича шесть сольных сонат для виолончели И. Баха. Я была потрясена звучанием виолончели и самим исполнением. И вскоре я загорелась страстным желанием писать музыку для виолончели. Так зародились две сонаты для виолончели соло, «Песни» для двух виолончелей соло, два концерта: Первый для виолончели и камерного оркестра, Второй для виолончели, фортепиано и ударных. Ждет своего исполнения небольшое сочинение для восьми виолончелей под названием «Quo vadis» («Куда идешь?»)». Добавим к этому авторскому списку «Сцену для двух виолончелей, скрипки, фортепиано и домры» и Монолог для виолончели соло.
Виолончель традиционно в истории музыки воспринимается как образ романтического героя, глубокой личности, как аналог человеческого голоса. Начиная с Первой симфонии и Фортепианного трио, написанных в студенческие годы, Ж. Плиева очертила свое отношение к виолончели как инструменту личностному и одухотворенному. 1990-е годы — начало 2000-х в творчестве композитора — это время виолончельной музыки. Всплеск интереса к виолончели вылился в целую серию сольных, ансамблевых и сольно-оркестровых сочинений, в которых тембр виолончели стал эмблемой сильных душевных переживаний.
Концерт для двух виолончелей (2011) — сочинение, исполненное глубоких личностных чувств. Слушая новое сочинение Жанны Плиевой, вспоминаешь слова великого дирижера Бруно Вальтера, утверждавшего, что «только музыке доступны глубины и бездны человеческого сердца». Замысел концерта скорее камерный, связанный с миром человеческой души, лирических размышлений и переживаний. Концерт включает пять разделов, идущих без перерыва (attacca): Allegretto, Appasionato, Nostalgia, Moderato, Largo. Интонационная сфера музыки богата и широка: включает песенные, плачевые, речитативные, танцевальные и собственно инструментальные интонации. Особый замысел и необычный склад образно-содержательного наполнения в Двойном виолончельном концерте Ж. Плиевой проявляется в том, что открытая эмоциональность и лирическое начало соединяются с эпической широтой и объективностью. Здесь всеобщее словно растворено в личном, субъективном.
Лирический диалог двух виолончелей начинается сразу в первом разделе (Allegretto) потоком откровений мятущейся личности. Поданный как несколько ироничная песня-серенада, он дважды прерывается эпизодами, словно бы воплощающими размышления героя наедине с самим собой. В следующей части (Appasionato) ирония уступает место горечи, напевность — речитативности, а танцевально-серенадная фактура и ритм — декламационности. Nostalgia — это словно возвращение героя к прежнему лирическому состоянию, но уже без иллюзий, в спокойной отстраненности слышны ноты сомнений и саморефлексии. Следующий раздел Виолончельного концерта — Moderato — заставил вспомнить о словах автора, признавшейся как-то: «Для меня виолончель как большой хъисын-фандыр, только более богатый в выразительном и техническом отношении». Неожиданно, и вместе с тем органично, здесь зазвучали ритмы и интонации осетинских танцевальных наигрышей. В завершающем разделе (Largo), образующем арку с Nostalgia и тем самым замыкающим крупную форму, подводится итог всему пережитому и прочувствованному.
Исполнители, лауреаты международных конкурсов, молодые виолончелисты Евгений Румянцев и Сергей Суворов стали верными проводниками и интерпретаторами композиторского замысла. Музыканты представили Двойной виолончельный концерт Ж.Плиевой как сочинение больших музыкальных мыслей и чувств. Исполнению Е. Румянцева и С. Суворова была свойственна вдохновенность, образно-эмоциональная ёмкость и психологическая глубина. Евгений Румянцев в настоящее время признан одним «из самых ярких и харизматичных молодых российских музыкантов», сочетающих «блестящую виртуозность и глубину интерпретации с захватывающим темпераментом и неповторимым виолончельным звуком». Солист Московской филармонии Сергей Суворов известен как активно и успешно гастролирующий в мире музыкант, лауреат престижных первых премий на конкурсах виолончелистов в Австрии (1994), Москве (1996), Великобритании (2003), Латвии (2010).
Для того чтобы написанное композитором сочинение обрело счастливую исполнительскую судьбу, необходимо единение трех факторов: хорошая музыка, качественное исполнение и вдумчивый слушатель. Долгие и горячие аплодисменты показали, что слушатели также оказались «на высоте», сумев постичь музыкально-смысловые глубины и красоты, исполнительские вдохновение и технику. Не случайно Бенджамин Бриттен подчеркивал: «От слушателя требуется столько же усилий, как и от осталь¬ных углов треугольника, «святого треугольни¬ка» из композитора, исполнителя и слушателя».
Татьяна Батагова.