Мудрость и Мастерство…

23 января в Москве, в первом павильоне киноконцерна «Мосфильм», состоится 13-я торжественная церемония вручения наград Премии Национальной Академии кинематографических искусств и наук «Золотой Орел» за заслуги в области российского кинематографа и телевидения за 2014 год. Трансляция XIII Торжественной церемонии вручения Национальной кинематографической премии «Золотой Орел» состоится 23 января в 0.30 на телеканале «Россия».

В тройке номинантов на звание «Лучший неигровой фильм» картина известного российского документалиста, нашего земляка Вадима Цаликова «Беслан. Память». Фильм широко был представлен на российских кинофестивалях, состоялись его премьерные показы в Риме, Сан-Марино, Брюсселе. Одной из значимых наград прошедшего года стало вручение картине главного приза «Бронзовая свеча» от Центра им. А. И. Солженицына «Русское зарубежье». Можно сказать, что фильм уже одержал победу, войдя в главную тройку номинантов из 39 лучших документальных картин года. Но независимо от того, получит ли картина приз Академии или нет, она достигла главного — зрителей она заставляет сопереживать, думать, быть неравнодушными…
«…Способность рассказать о трагедии не языком публицистики с оценочным текстом — дар редкий, требующий и мудрости, и мужества, и мастерства. Этим даром по праву обладает режиссер фильма «Беслан. Память»
Сергей Головецкий, кинорежиссер, лауреат отечественных и международных кинофестивалей, член Правления Союза кинематографистов и Ассоциации документального кино СК России.

«Картина Вадима Цаликова «Беслан. Память» поразила меня своей честностью и неравнодушием к теме. Видно, что режиссер «пропускает» судьбы героев фильма через свою внутреннюю душевную боль, через свою сердечность. Такой фильм не мог быть «случайным» в творческой судьбе режиссера. Только человек, так искренне переживающий, и понимающий своих земляков и героев, мог снять такую трогательную и пронзительную картину»
Галина Леонтьева, кинорежиссер, президент Ассоциации документального кино СК России.

«Фильм Вадима Цаликова » Беслан. Память.» имеет огромное воспитательное значение. Я бы рекомендовал его к показу для старших классов во всех школах, во всех специальных и высших учебных заведениях России. Просмотр этой картины — процедура очищения, необходимая сердцу каждого взрослого человека. Да — это боль. Но если жить с ней будут лишь участники самой трагедии, то рано или поздно память о случившемся уйдёт вместе с ними. А этого допустить нельзя. Это беда общая. Это то, что не болеть не может, то, что мы должны передавать по наследству.
Считаю, что в истории страны трагедия Беслана стоит в ряду тех событий, память о которых способна формировать духовное возрождение общества»
Сергей Зайцев, кинорежиссер, президент Международного кинофестиваля «Русское зарубежье», член Правления Ассоциации документального кино СК России.
На показах фильмов российского режиссера документального кино Вадима Цаликова о Бесланской трагедии нет равнодушных зрителей. Потрясает сам факт и то мужество, с которым режиссер многие годы, не жалея свои нервы и чувства, напоминает нам о том, что мы люди, но в нашем мире есть зло, нечеловеческое зло — терроризм…
На определенном этапе, возрастном, наверное, человек, который вспоминает и помнит, пытается выразить, рассказать о памяти, о своих чувствах, мыслях, переживаниях … У человека появляется необходимость (как воздух) передать, поделиться воспоминаниями, своей памятью в творческих усилиях, в кино или в чем-то другом. Без возможности такого самовыражения нет творчества, нет связи времен, поколений… Особенно в документальном кино. Сохранить время, образ нашей жизни, историю в кинодокументе, передать эмоции и факты…
Но как это сложно, рассказывать и показывать то, о чем болит сердце…
Фильмы Вадима Цаликова о Бесланской трагедии, о нашей, об общечеловеческой трагедии. По моему пониманию, работа режиссера — это Поступок человека, его человеческая позиция! И это факт, с которым согласятся все, кто видел фильмы В. Цаликова, и те, кто знаком с его творчеством.
Снимать фильмы всегда непросто, особенно документальные — «неигровые», особенно фильмы о человеческой трагедии. Автор переживает, и его сострадание чувствуется в каждом фильме цикла, в каждом кадре и передается нам — зрителям. Передать чувство, создать эмоциональный мир фильма, показать правду жизни — это свойство искусства, это зрелость художника-мастера, это то главное, ради чего документалисты снимают свои фильмы.
Фильм «Беслан. Память» пронизан чувствами о том, как люди продолжают жить и помнить своих детей, родных и близких, помнить тех, кого уже нет на земле… Мать, потерявшая своего ребенка, отец, похоронивший дочь… Как жить с таким горем!!!? «Город ангелов» — мемориальное кладбище Бесланской трагедии. Как набат звучит над нами. Бесконечная галерея детских лиц, надгробия… Скульптурные и эмоциональные ангелы над ними и над нами… Зримый ужас нашей жизни, и мы, люди, пока не можем победить это зло — терроризм — бессмысленную гибель людей, детей…
Мы с Вадимом понимаем друг друга (он видел мои фильмы о родине — Абхазии). Чувства горечи и сострадания, отношение к смерти, к войне, чувство любви к своей земле, к предкам, к людям, к человеческому достоинству и национальному самосознанию живут в нас… Это бесконечность — человеческая память. Мужество и талант режиссера наглядно сохраняют эту память, которая напоминает нам о том, что мы еще люди…
Каждый, умирая, уносит в могилу тайну своей личности и призвания. С особой же силой чувствуется это, когда из мира уходят дети… Чувствуется боль и обида, недоумение, почему же мир лишается своего будущего…
Алексей Малечкин, кинорежиссер, продюсер. Руководитель московской киностудии «XXI век»,
член Правления Ассоциации документального кино СК России.
По материалам Ассоциации ДК СК РФ