Аким Салбиев: «Любая награда обязывает, тем более «Во Славу Осетии!»

Наш разговор состоялся сразу после того, как стало известно о награждении кинорежиссёра, заслуженного деятеля искусств России Акима Салбиева высшей наградой Республики «Во Славу Осетии!».

В последнее время он неохотно даёт интервью, и на то у него есть свои причины. Вот с этого и начался наш разговор.

— Аким, с чем связано такое долгое молчание?
— Время сложное. Совсем непростое. Рядом — война. В стране — кризис. И рассказывать что-то такое, что являлось бы важным, я не вправе. Сам не знаю, что надо делать, и как жить.

— Однако, награда заслуженная. Вы весь прошедший Год культуры провели в Осетии. Поставили спектакль, снимаете программы. Да много чего успели сделать за год!
— Вы знаете, я и прошлые годы не сидел сложа руки. Да, мне приятно, что мой многолетний труд отмечен такой высокой наградой.

— И всё-таки, награды и звания нужны?
— Получается, что нужны. Это знак благодарности и официальное «спасибо» за то, что делает человек. Это придаёт новые силы. Я бы поставил ещё спектакль, снял фильм. Силы и желание есть. Вопрос, как обычно, в финансировании.

— Кризис отразился на кинематографе?
— Сразу, и, наверное, надолго. Хотя, думаю, это несправедливо. Российский кинематограф только начал расправлять крылья.

— А появляются такие книги, которые могли бы стать основой для фильмов?
— Те, которые появляются, они, скорее, для чтения. По мне — для кино нужна другая литература, другая драматургия. Однако, есть книги, которые не надо трогать, экранизировать.

— Аким, Вам не мешает многосторонность увлечений и желаний?
— Наоборот — помогает. Держит в тонусе. Считаю, что человек, который выбрал область моих интересов в искусстве, имеет право заниматься не только чем-то узконаправленным.

— Что особенно волнует Вас сегодня?
— Дата, которая приближается и заставляет каждый раз волноваться по-особенному. Мы начали к Великой Отечественной войне относиться взвешенно, подробно. И хорошо, что уже почти нет таких сиюминутных работ о войне, за которые было бы обидно и стыдно. А это значит, что к теме войны подходим честно.

— Сегодняшнее время мешает художнику сосредоточиться?
— У каждого по-своему. «Клиповость» жизни порою сбивает, но надо точно знать, что ты хочешь сделать, рассказать, показать, написать. И это относится ко всему — к музыке и театру, живописи и кино.

— Отсутствие серьёзной государственной поддержки не кажется Вам странным?
— Много проблем более важных, и надо знать, что первостепенно. В любом случае, искусство делает своё дело.

— Это относится ко всему российскому, или к тому, что происходит на Кавказе?
— Происходит всё везде тяжело, трудно и сложно. Надо стараться всё-таки что-то делать. То, что нужно и важно. Не забывая, как историю, так и трудное время нынешних дней. Единственно, хотелось бы, чтобы всё было правдиво, высокохудожественно и ещё раз повторю — честно. Только тогда будут заметны и по достоинству оценены такие работы. Любая награда обязывает, тем более «Во Славу Осетии!».

— А что сегодня читает Аким Салбиев?
— Военную прозу и стихи о войне. И ещё. Вот уже в который раз перечитываю «Хаджи — Мурата» Льва Николаевича Толстого.
Александр ИГНАТЬЕВ