«Аланика»-2015: Открытия закрытия

Церемония закрытия Девятого международного художественного симпозиума «Аланика» состоялась 15 августа во Владикавказе в Национальной научной библиотеке РСО-А. По сложившейся традиции, церемония закрытия симпозиума вылилась в церемонию открытия работ, сделанных художниками на тему, заданную куратором.

В этот раз темой стала идентичность: «Комплекс идентичности», так сформулировал ее куратор Нав Хак. Выставка, открывшаяся 15 августа, продлится до 15 сентября. У нас есть ровно месяц, чтобы осмыслить ее. Вход на выставку свободный! Выставка размещена на первом, третьем и цокольном этажах здания ННБ РСО-А (Коцоева, 43).
Хасиб Ахмед (США) представил «Дистанционный датчик». Импульсом к созданию этой работы послужило для художника посещение астрофизической лаборатории в Верхнем Архызе. Там работает один из самых больших телескопов в мире. По образному выражению Хасиба, «это гигантские глаза, смотрящие в космос сквозь время, которое измеряется скоростью света». Телескопы Верхнеархызской обсерватории вращаются постоянно. Это постоянное вращение Хасиб передал в своей инсталляции, которая завораживает зрителей цветами двух частот: радиочастот красного сдвига и синего сдвига. Хасибу Ахмеду удалось приблизить здание библиотеки к современному научному объекту.
Контрастом к его космическому видению служит «женский» взгляд на идентичность Теи Гветадзе (Грузия). Ее работа «Без названия» демонстрирует способы декорирования, присущие советской эпохе: занавеси ручной работы, горшочки для цветов и так далее.
Участник симпозиума Дмитрий Венков (родом он из Новосибирска, а живет и работает в Москве) на Кавказе не впервые. Он даже жил какое-то время в Ростовской области. Дмитрий изучал историю кино в США. Тема его научной киноведческой работы — «Карнавальность советских комедий 20-х — 40-х годов». Через киноведение Дмитрий пришел в режиссуру: он свободно говорит на четырех иностранных языках — английском, французском, испанском, немецком, что дало ему возможность общаться с участниками симпозиума без помощи переводчика. Дмитрий представил серию фотографий «Сцена спасения». Это тема, над которой он начал работать в прошлом году. «Природа возвращается как кошмар, который невозможно освоить, кошмар реального, от которого человек не может убежать в культуру», — считает Дмитрий.
К теме стихийных бедствий обратились и другие участники симпозиума. Например, в одной из работ была отражена трагическая тема схода ледника Колки в Северной Осетии.
Участник симпозиума из Дагестана Ильяс Хаджи представил фотосерию «Между войной и миром», в которой попытался воссоздать произведения художников-баталистов девятнадцатого столетия, но с элементами современной эпохи, отражающими реалии наших дней.
Участница симпозиума из Владикавказа Алиса Гокоева (это ее дебют на «Аланике») представила «Геноскоп». Согласно авестийской астрологической традиции, на человека оказывает влияние семь поколений предков. За спиной каждого из нас стоит семь поколений рода, то есть 126 человек! Групповые портреты и стеклянные инсталляции Алисы как нельзя больше соответствуют теме симпозиума.
Многие участники итоговой выставки продемонстрировали хорошее чувство юмора. Так, например, группа «Бульон» (Грузия) попросила владикавказцев ответить на два вопроса «Что означает слово Владикавказ и кто такой Владимир». Всем ответившим выдавался сертификат «Владелец Кавказа».
Зрители высоко оценили роль «Аланики» в культурной жизни региона.
Директор Северо-Кавказского филиала Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) и руководитель проекта «Аланика» Галина Тебиева отметила на церемонии открытия итоговой выставки, что все больше людей стали интересоваться концептуальным искусством.
Арт-директор Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) Леонид Бажанов отметил высокое качество работ: «Если изучать современное искусство будут в школах, институтах, на улице, в музее, университете, то оно тоже будет восприниматься адекватно. Современное искусство демократично, умно, глубоко, сложно и принадлежит народу». По его мнению, владикавказский опыт проведения симпозиума «Аланика» необходимо поддерживать. Его уровень сравним с международными стандартами, отметил он.
По мнению зампредседателя правительства РСО-А Леонида Кесельбренера, «Аланика» — украшение культурной жизни столицы Северной Осетии.
Параллельно с «Аланикой» проходил и ставший уже традиционным Форум молодых художников Северного Кавказа «ART КАВКАЗ NEXT». Художник из Азербайджана и независимый куратор Сабина Шахлинская в этом году выполняла в нем роль куратора. По ее словам, «все участники были в возрасте до 25 лет, с абсолютно разным уровнем подготовки». Результатом стало то, что ребята подготовили свои художественные портфолио, которые представлены на итоговой выставке в ННБ РСО-А.
Мадина ТЕЗИЕВА, «Владикавказ»
На фото — «Дистанционный датчик» Хасиба Ахмеда (США)