Золотой голос эпоса

Несколько дней назад во Владикавказе установлена восьмая скульптура терренкура «Нартон» — «Ацамаз».

«Старается, играет удалой Ацамаз, и до каждого сердца долетает золотой голос свирели его. В высоких южных горах разбудила она чернобурых медведей в их теплых берлогах. Ворча и рыча, проснулись они, оставили берлоги свои и в тайной глубине дремучего леса начали свой грузный симд»…
Именно этот момент эпических сказаний об Ацамазе запечатлел в своей новой скульптурной композиции Николай Ходов: три медведя завороженно смотрят на юношу-музыканта и танцуют свой необычный симд.
Ацамаз изображен в виде стройного юноши, который (если переводить с осетинского дословно) «поет свирелью», «поет через свирель».
Навершие его шлема украшает плюмаж — конский хвост. На мой вопрос: «Почему именно конский хвост?» автор поясняет: «Дигорцы любили головные уборы суконные, черного цвета, а иронцы в качестве навершия использовали перья орла или конские хвосты».
Монументальные иллюстрации Николая Ходова к нартскому эпосу не спорят между собой. Расстояние между ними большое: целых двадцать пять метров. Это сделано специально. Автор поясняет: «Высота самих работ — от двух с половиной до трех метров. Чтобы они не подавляли друг друга, я сделал между ними большое расстояние. Это дает возможность зрителю спокойно, неторопливо рассмотреть их, ощутить особое, эпическое, течение времени».
Мадина ТЕЗИЕВА, «Владикавказ»

На фото — «Ацамаз» Николая Ходова