Памятники культурного наследия Северного Кавказа пополнили коллекцию Музея изобразительных искусств

Вчера в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина состоялась торжественная церемония передачи памятников из Зарагижского некрополя Кабардино-Балкарской Республики в фонды музея. Советник Министра Российской Федерации по делам Северного Кавказа Станислав Аристов зачитал приветственный адрес участникам мероприятия от имени Первого заместителя Министра РФ по делам Северного Кавказа Одеса Байсултанова.

 

«В силу своего стратегического местоположения — на стыке древних цивилизаций Азии и Европы — Кавказ на протяжении тысячелетий играл роль своеобразного связующего моста. Через Кавказские перевалы пролегали древние торговые пути, по которым доставлялись товары, осуществлялся культурный обмен, шло взаимообогащение и взаимопроникновение культур. Надеюсь, что памятники культурного наследия, которые сегодня будут переданы в дар Пушкинскому музею, заложат основу для коллекции предметов искусства Северного Кавказа, а новая экспозиция позволит посетителям выставки открыть для себя настоящий Кавказ с его древней историей и самобытной культурой», — говорится в приветственном адресе.

В музей было передано свыше 1700 уникальных памятников полихромного стиля эпохи раннего Средневековья (I пол. III в. — VI в.), найденных в ходе строительства каскада ГЭС на реке Черек в Кабардино-Балкарской Республике. На протяжении 1995 — 1996 годов экспедиция Института археологии Кавказа занималась исследованием части могильника общей площадью более 100 000 кв.м. Всего на некрополе было исследовано 453 комплекса.

«Переданные музею коллекции позволяют совершенно по-новому взглянуть на дискуссию о происхождении украшений так называемого «полихромного стиля» эпохи Великого переселения народов и процесс формирования и развития данного вида декоративно-прикладного искусства. Каждое значительное пополнение фонда археологических источников вызывает новый всплеск интереса к этой проблематике. В связи с этим вдвойне приятно осознавать, что памятники, успевшие покорить европейского зрителя, теперь станут частью коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина», — отметила директор музея Марина Лошак на церемонии открытия.

Для территории юга Восточной Европы, в том числе Кавказа, первая половина I тысячелетия н.э. была эпохой великих потрясений и сдвигов. На этом отрезке исторического пути произошли грандиозные события, существенно изменившие жизнь оседло-земледельческих народов.

Зарагижский катакомбный могильник, через который прошел канал Аушигерской ГЭС, формировался на протяжении нескольких веков. Это позволило исследователям в процессе раскопок проследить динамику изменения погребального обряда, эволюцию устройства погребальных камер, конского снаряжения, отличия ритуальной и бытовой глиняной посуды, бронзовых украшений, ножей, наконечников для стрел, пряжек и изделий из камня. По совершенно разным способам захоронения учеными был сделан вывод о смене одного народа другим или о привнесении элементов иной культуры пленными или пришлыми племенами.

Полихромный стиль — один из самых ярких проявлений гуннской культуры в декоративно-прикладном искусстве. Золотые и серебряные ювелирные изделия дополнялись вставками из цветных камней и стекол. Этот стиль достиг своего расцвета в IV-V веках, но к VII-VIII векам постепенно исчез, а золото уступило место серебру и белым металлическим сплавам.

 

При исследовании Зарагижского некрополя был обнаружен ряд предметов, инкрустированных вставками из граната, сердолика или их искусной имитацией. Среди находок оружие, фибулы, пряжки, полиэдрические височные привески, броши, накладки на ножны мечей и ножей, украшения ременной гарнитуры, уникальные украшения оружия и одежда.

 

Наиболее важные находки — золотые меч и нож, обтянутые с лицевой стороны тонкой золотой пластиной с чешуйчатым и линейно-клетчатым орнаментом. Наконечники ножен обоих предметов украшены массивными фигурными пластинами из золота, лицевая поверхность которых покрыта инкрустацией в полихромном стиле (IV-VI вв.). Среди прочих предметов была обнаружена бутероль (наконечник ножен) короткого меча, украшенная птичьими головами.

 

пресс-служба

Министерства РФ по делам Северного Кавказа