День 23 ноября вошел в историю Южной Осетии, как самоотверженный подвиг несломленного осетинского народа, — блиц-опрос

23 ноября 1989 года началась агрессия Грузии против Южной Осетии. Группа отчаянных парней, готовые на смерть во имя Отечества стали «каменной стеной» против 40-тысячной толпы безчинствующих грузин. За этими ребятами встал весь Цхинвал. 
Воспоминаниями о 23 ноябре 1989 года с ИА «Рес» поделились жители Цхинвала, ставшие очевидцами этих событий.

Батрадз Харебов, руководитель информационно-аналитического отдела Парламента РЮО:
23 ноября 1989 года – первое открытое противостояние народа Южной Осетии грузинскому агрессору, где мы твердо высказали свое мнение, обозначили приоритеты и стремления.
Я тогда работал в Юго-Осетинском обкоме партии, где вторым секретарем тогда был сотрудник КГБ Гохелашвили, который нас уверял, что ближе Гори колонна не пройдет. Когда я раз за разом спрашивал его, почему колонна продвигается все ближе и ближе он отвечал, что не стоит опасаться.
С крыши обкома видны были уже первые машины колонны, которые были у ресторана над городом, и уже стало понятно все. Я поспешил в сторону суда, где уже было много людей. Самое интересное то, что там были не только мужчины, народ приходил целыми семьями с детьми. На вопрос о том, почему они приводят сюда детей, люди отвечали, что против врага должны встать все, от мала до велика.
К вечеру начались переговоры. Грузинская сторона настаивала на проведении митинга, естественно наши их не пускали. Тогда они стали просить, о том, чтобы пропустили сотню представителей мирного шествия, просились на стадион. Так в течение двух дней велись переговоры между сторонами.
После этих всех действий их лидер Гия Чантурия сказал, что было ошибкой ехать в Цхинвал для проведения митинга, а большей ошибкой стало вернуться без результатов.
Позже город оказался в блокаде, последовали кровопролития, ранения и убийства наших граждан.
С того дня Южная Осетия перенесла немало всплесков грузинского национализма, агрессий и войн. Но в итоге Южная Осетия добилась независимости, стала признанным суверенным государством.

Алена Касоева, жительница Цхинвала:
23 ноября 1989 года осетины Южной Осетии открыто выразили протест против натиска грузинского агрессора, который под предлогом проведения «мирного» митинга, пытался прорваться в город.
Этот день положил начало открытой агрессии шовинистки настроенного руководства Грузии против мирных граждан Южной Осетии. В этот день безоружный народ противостоял сорокатысячной колонне грузин у въезда в Цхинвал.
Сейчас стало модным говорить о том, кто стоял в первом ряду и кто впервые взялся за руки, бесстрашно смотря смерти в глаза. Год за годом список героев увеличивается, но как сказал один из истинных героев «в первом ряду побывали все, потому что всем было интересно, что там происходит». Огромная благодарность тем парням, которые первыми встали на пути грузинской колонны, собранной со всей Грузии для уничтожения и «порабощения» южных осетин. Это показатель отваги, мужества, смелости, истинных потомков великих алан!
На протяжении двух десятилетий непрекращающихся войн и относительной стабильности иногда, наш народ достойно выдержал все испытания и добился признания своей независимости величайшей страной мира — Россией. Пока есть в Осетии такие герои, ни один противник нам не страшен!

Борис Бестаев, преподаватель кафедры теории и методики физвоспитания ЮОГУ:
Весть о том, что грузины с «мирным митингом» едут в Южную Осетию разнеслась по всему Цхинвалу. Мы поспешили на трассу, где уже собралось немало людей. Оружия как такового ни у кого не было. Народ стоял живой преградой перед грузинами.
Если бы врага не удалось остановить, они бы уничтожили нас как этнос. Люди, которые встали перед колонной, преградив им путь – герои. Их должны помнить и почитать!

Бала Бестауты, председатель комитета по природным ресурсам РЮО:
Подвиг ребят, вставших против многотысячной колонны — это шаг в вечность. День 23 ноября вошел в историю Южной Осетии, как самоотверженный подвиг несломленного осетинского народа. Тысячи людей надвигались на Цхинвал и если бы они прорвались, здесь бы не осталось осетин, они бы нас стерли с лица родной земли. Мы узнали о том, что грузинские колонны продвигаются для «мирного митинга», на площади.
Тогда уже отряды самообороны расположись на Старом мосту, но после того, как ребята обратились к одному из их руководителей Алихану Пухаеву и попросили их встать у въезда в город, они переместились выше.
Конечно, было страшно от количества колонны, но мы не придумали ничего другого, как просто взяться за руки и так им противостоять. Позже весь город потянулся туда. Горожане, которые туда пришли, стояли с палками, арматурными прутьями. Все были настроены решительно и даже не думали об отступлении, ибо о мотивах «мирного» шествия грузин на тот момент уже знали все.

Элина Габараева,
Иа «Рес»