В эти дни в Цхинвале тоже был праздник

Братская Республика Абхазия празднует День Победы в краткой, но ожесточенной и кровопролитной Отечественной войне, навязанной ей провинциально-фашистской, по определению Эдуарда Шеварднадзе, Грузией.
В эти дни в 1993 году в Цхинвале тоже был спонтанный праздник, начавшийся с известия об освобождении Сухума. Все радовались победе и ждали возвращения добровольцев, которые отправились на защиту Абхазии.
Война началась с того, что теплым летним днем 1992 года на улицах абхазских городов и сёл появились грузинские танки и вооруженные люди, которые стреляли по мирным жителям, начали заходить в дома, грабить, убивать. Трагедия коснулась не только абхазов. Российское телевидение передало в те дни, что грузинские вертолеты расстреливают отдыхающих на пляжах.
Защитники Южной Осетии, в которой только что, в июле, завершилась война, ринулись на помощь оказавшемуся в беде народу Абхазии. Немаловажную роль в этом сыграла личность руководителя Абхазии Владислава Григорьевича Ардзинба, который за короткое время своей политической деятельности сумел завоевать симпатии всех честных людей того времени.
Прежде Ардзинба не был ни военным стратегом, ни государственным деятелем, а историком-востоковедом, доктором исторических наук, занимавшимся исследованием хеттской культуры и определением исторических связей между абхазо-адыгскими народами и древними народами Малой Азии. Однако, когда перед его родным народом нависла смертельная угроза, он стал и депутатом, и президентом, и главнокомандующим абхазской армией, и даже политически переиграть имевшего недюжинный опыт в политических интригах президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе!
Победадорого далась абхазскому народу и их союзникам. Погибло и много добровольцев из Южной Осетии. Их имена навеки вписаны золотыми буквами в историю дружбы между осетинским и абхазским народами. Однако, если бы абхазы и осетины, уклонились от борьбы, их бы ждало полное уничтожение. Еще до начала войны в Южной Осетии главарь Грузии Звиад Гамсахурдиа заявил: «Осетинский народ – мусор, который надо вымести через Рокский тоннель. Мы пойдем по Осетии и пусть осетины либо покорятся и станут грузинами, либо, если они так любят русских, уходят из Грузии в Россию!» К началу войны в Абхазии Гамсахурдиа, который изгнал сто тысяч осетин из своих домов, уже сам был изгнан и из президентского кабинета, и из своего дома («Не рой другому яму!»). Бедственное положение, в котором он оказался, вынудило его в отношении Абхазии надеть маску волка в овечьей шкуре, лицемерно обещая абхазам некоторые блага. Но министр обороны Грузии Георгий Каркарашвили открыто заявил, что грузин погибнет сто тысяч, но абхазы должны погибнуть полностью. Таким образом, политика Грузии в отношении осетин и абхазов остается неизменной, независимо от того, кто в Тбилиси у власти – феодалы, коммунисты, националисты или фашисты.
Но, если Южную Осетию удалось почти полностью сжечь и разграбить (грузинские войска и жители соседних грузинских сел уносили даже одеяла, подушки и одежду, посуду, двери и окна из домов в осетинских селах) практически без потерь (общее число сёл осетинских, грузинских и смешанных сёл в Южной Осетии составляло 364, а в период с 1991 по 1992 годы было сожжено и разграблено 117 осетинских сел), то об Абхазию захватчики сломали зубы. Произошло это благодаря всесторонней помощи народов Кавказа и, конечно же, великой России. Но самое главное – воля абхазского народа к Победе. Ведь никого невозможно сделать свободным насильно, вопреки его воле.
Для Грузии было политически важно уничтожить малейшие следы абхазской истории и культуры. Захватчики без капли сомнений сожгли Государственный архив Абхазии, бесследно уничтожив десятки тысяч уникальнейших исторических документов. Им казалось и даже сегодня кажется, что, если они уничтожат документы и население, то все поверят, что абхазы на самом деле не абхазы, и Абхазия принадлежит Грузии. Вот такие фантастические представления лежат столетиями в основе грузинской политики, унося десятки тысяч жизней.
Как бы там ни было, жизнь показала неправильность избранного Грузией пути, ущербность захватнической модели ее политического развития. Пережившая уйму революций и переворотов за короткий исторический период «независимости» и находящаяся на грани очередной цветной революции по возвращению к власти Михаила Саакашвили, Грузия нуждается не в цветных революциях, а в революционном переосмыслении пройденного пути. Впрочем, им этого не понять.
А Абхазия после освобождения, как и Южная Осетия, стойко пережила жестокие годы глухой блокады, экономической разрухи и нищеты, но ничто не заставило её народ, как и нас, сломиться и отступить от единожды избранного пути исторического развития.
Сегодня и Южная Осетия, и Абхазия являются международно признанными государствами и динамично развиваются со всесторонней помощью великого друга и брата – Российской Федерации. Крепнут, уверенно развиваются и дипломатические отношения между нашими государствами, и дружественные, подлинно братские отношения между нашими народами.
Пожелаем в этот праздничный день народу Республики Абхазия достойно справиться с вызовами сегодняшнего мира, успешно построить стабильную, благополучную, счастливую и процветающую страну!

Инал Плиев,
Иа «Рес»