Масштабный финансовый кризис ещё ударит по России

Американские события повлияли на Россию в первую очередь тем, что отечественному фондовому рынку пришлось расстаться со значительной частью «портфельных» инвестиций. Банки и корпорации вынуждены были по-быстрому рассчитаться с иностранными кредиторами. Вместо привычного перекредитования в западных банках. Это привело к росту спроса на доллар, повышению его обменного курса относительно рубля и к кризису межбанковской ликвидности. Отток капиталласоставил 15 млрд долл.Капитализация отечественной экономики из-за этогосократилась примерно в полтора раза. После заявления президента и премьера о том, что банкам будет выделено до полутора триллионов рублей, был дан отбой всеобщей тревоги. Биржевые индексы осторожно поползли вверх. Даже то, как была обставлена государственная помощь российским коммерческим банкам, указывает, какие реальные цели преследуют различные группировки в нашей властной системе. Прежде всего, «под кризис» Алексею Кудрину удалось добиться снятия вопроса о снижении уровня НДС. Пусть даже это согласие на трехмесячные «налоговые каникулы» по нему. Уже отсюда понятно, какое важное значение придается тому, чтобы НДС и дальше душил российское высокотехнологическое производство.Кроме того, Кудрину удалось пока отстоять отданные на Запад средства бывшего Стабфонда. Не без помощи Кондолизы Райс, которая только на предположение о возможном обсуждении вывода российских средств из американских ценных бумаг разразилась истерической речью насчет «параноидальнолй агрессивности» кремлевского руководства.

Понятна паника американцев, ведь вывод Китаем всего-то 5 млрд долларов стал сигналом министру финансов Генри Полсону о необходимости вмешательства государства в ситуацию. Что же говорить о российских 100 миллиардах, заботливо отправленных Кудриным на хранение в Америку. В отношениях с Китаем такой наглый тон американцы себе позволить не могут. А с Москвой, как видно, запросто. Только после того, как Путин сообщил, что «кубышку на черный день Америки» трогать не собираются, что для стабилизации российского фондового рынка хватит «дестерилизации» неиспользованных остатков текущего бюджета — примерно 1,3 трлн руб., заокеанские контрагенты Алексея Леонидовича Кудрина немного успокоились. Одновременно ему был явно подсказан американцами план использования «уполномоченных банков», через которые будут распределяться кредитные ресурсы. Такой же вариант был принят в США, где уполномоченными стали «Голдман Сакс» и «Морган Стенли». В результате подсказки по назначению банков, «уполномоченных по распределению кредитов» в России, основные отечественные банки были бесцеремонно отодвинуты в сторону. Например, Сбербанк, возглавляемый личным другом и единомышленниом Кудрина либерал-монетаристом Германом Грефом, которому ранее планировалось передать более половины «антикризисных» средств. Список был расширен до 28 банков. В числе которых, разумеется, оказались «Райффайзен», «Банк Санкт-Петербург» и все семейство ВТБ. Иными словами, бюджетные деньги будут использованы для расширения контроля вполне определенной группы финансовых институтов над российским банковским сектором и экономикой в целом.

Аналитик подводит первую черту под всем вышесказанным: в США действующая власть в ходе кризиса фактически покупает лояльность общества, а в России – покупается собственность. Разница в целеполагании существенная.

Нов любом случае ясно, что у финансовой системы Америки нет реального запаса прочности, кроме махинаций и финансовых пузырей. И когда там «рванет» по-настоящему, цены на энергоносители рухнут, и «сырьевая» Россия может в лучшем случае остаться на мели, то Стабфонд, который нарекли Фондом будущих поколений (смотря чьих), будет под тем или иным предлогом официально «заморожен» американскими властями, а за жизненно необходимый импорт – продовольствие, лекарства и т.п. платить окажется нечем. Получится, что мы не условно, а по-настоящему продавали свою нефть по «цене отсечения» — 27 долл. за баррель, когдана мировых рынках она стоила более 100 долл. Для кого же мы выкачивали из своей земли природные ресурсы, кого обогащали? Явно, не свои будущие поколения. Внешние долги отечественных корпораций, которые достигли уже более 500 млрд. долл., останутся висеть на России: их надо будет или выплачивать, или отдавать фирмы-должники в собственность кредиторов. Списывать долги нам никто не собирается, в отличие от России.

В этом отношении глобальные американские и связанные с ними российские перспективы выглядят более чем безрадостно. Единственной самодостаточной экономикой современного мира выглядит экономика КНР, чьи энергетические перспективы не считаются принципиально неразрешимыми, хотя бы за счет прикаспийских и сибирских ресурсов, где наращивается влияние Китая, благодаря многолетней политике развития, проводимой китайскими лидерами. Китай превратился в «мастерскую мира». Их реальный сектор экономики способен выдержать испытание глобальным кризисом, чего не скажешь о США и «пореформенной» России. К такой самодостаточной экономике, независимой от кризисов капиталистического мира, стремился Иосиф Сталин, сделавший Советский Союз всего за 29 лет своего правления второй сверхдержавой мира, а послевоенный рубль – эквивалентным золоту, а не американской зеленой бумажке. Но он не успел закрепить результаты победы Советского Союза над мировым злом. После его смерти страна почти 50 лет подспудно отходила от самостоятельного курса развития благодаря деятельности антироссийских сил. Сейчас мы в очередной раз становимся жертвами кризиса либеральной модели экономического развития, реальными свидетелями результатов политики, против которой боролся Сталин. Глобальный кризис американской модели экономики разразился.

Не исключено, что России и на этот раз удастся выкарабкаться из кризиса. Но, как полагают многие аналитики, не самостоятельно, а в связке с Китаем, после очистки отамериканской надзирающей «агентуры влияния». Не ясно, насколько китайская помощь будет отличаться от американской, но без нее цена вопроса снова будет близка к запредеельной. «Вхождение в мировой рынок» обошлось России более чем в 2 триллиона долларов, скатыванием до уровня слаборазвитой страны. Сколько будет стоить выход из либерального рынка,пока неизвестно. Время скоро поставит все на свои места.

Аркадий Гуриев