«Детский фольклор осетин» Дзерассы Тменовой

Во Владикавказе вышла в свет книга известного осетинского фольклориста Дзерассы Георгиевны Тменовой «Детский фольклор осетин».

Автор построила свою работу на материалах фольклорных фондов архива СОИГСИ им.В.И.Абаева, а также на собственных полевых фольклорно-этнографических записях, ведь в Северной Осетии трудно найти село, в котором бы она не побывала. С ручкой и блокнотом Дзерасса Георгиевна исходила как равнинные, так и горные села Северной Осетии: «Я всегда сокрушалась, когда собирала фольклор, что у меня нет текстов южных осетин, и все надеялась, что наконец-таки смогу организовать экспедицию в Южную Осетию. В 90-е годы, когда поток людей с юга хлынул в Северную Осетию, я ходила по санаториям и турбазам и записывала, записывала, записывала…»

Вот что пишет о книге Дзерассы Георгиевны кандидат филологических наук З.Гарисова: «Анализируя обрядовые песни, заклички, заговоры, автор привлекает интересный этнографический материал, уходящий своими корнями в древние языческие ритуалы и связанный с магией плодородия, защиты от нечистой силы, охранительной магией (например, обряд вызывания дождя, посвящения в отрочество — цауаггаг, обрядовое угощение в честь рождения сына — кахцганан, и многие другие). Дз.Тменова рассматривает словесные произведения и игры в естественном семейно-бытовом контексте, воссоздавая таким образом живую детскую аудиторию, подчеркивая взаимоотношение детей в процессе игры, роль взрослых в формировании черт характера детей.

Автор широко использует терминологию на русском и осетинском языках для выяснения общности поэтики текстов».

Все же: как становятся фольклористами? Этот вопрос я не могла не задать Дзерассе Георгиевне:

«Я сначала занималась литературоведением — творчеством Иссы Басиятовича Хуадонова. Он — первый романист на дигорском, погиб в 1942 году, под станицей Куринской Краснодарского края, но успел оставить после себя роман. Так как я очень люблю фольклор, я все-таки перешла на фольклор и стала заниматься детским фольклором. Почему именно детским? Когда стали организовывать у нас в Осетии экспедиции, исследователи видели в этом (в собирании фольклора) главное, основное, потому что народ дает ВСЕ. Они записывали во время экспедиций нартские сказания, даредзановские сказания и так далее: фиксирования детских фольклорных текстов были попутными. Когда я стала целенаправленно заниматься детским фольклором, я заметила, что эти записи — случайные: где-то текст небольшой, в другом архиве другой маленький текст пробежит, тут кусочек, там — кусочек. Поэтому я стала сама собирать детский фольклор. Очень многое я помнила из того, что сама познала в своем детстве, ведь носители детского фольклора не только дети, но и взрослые. Они еще помнят с детских лет, как они играли в игры. Вот, кстати, Сергей Кайтов: тут у меня в кабинете лежит его папка, он мне с дарственной надписью принес папку детских игр, которые он помнил со времен своего детства. Я его просила, чтобы он описал мне игры, в которые он играл. И он описал мне их, и принес мне. Урусби Батыров также дал мне огромный пласт детских игр. Вот Кати Калоева-Елканова тоже очень, очень много знала их. Потом она мне много свадебных песен пела — со своей файнушткой Адушкой. Напевали они их прямо во дворе у себя. Очень много я помню из того, что нам рассказывала моя мама Ажури Коцоева-Тменова. Она воспитала шестерых девочек, пятнадцать внуков и пять правнуков. Моя мама помнит все их дни рождения, обо всех них заботится, всегда в курсе всех их дел. Ей в феврале исполнилось 80 лет. Нам, всем девочкам, она дала высшее образование, без мужа воспитывая нас (отец мой болел долгих семь лет и в 1969 году ушел из жизни)».

Осетинская семья всегда была большая. Дзерасса Георгиевна в своей книге рассказывает о взаимоотношениях в осетинской семье. Всего она собрала свыше 600 текстов детского фольклора.

Выходя из ее кабинета, я стараюсь не наступать на горы пожелтевших папок, ведь в них — достояние нации: тексты нашего очень богатого и древнего фольклора.

Мадина Тезиева. ОРТ. Владикавказ

На фото: репродукция горячей эмали Людмилы Байцаевой