Золотая яблоня нартов

Василий Иванович Абаев писал: «Нарты-это образ чудесного легендарного мира, воссозданный с такой могучей простотой и пластической силой, что он становится нам близок и понятен и мы отдаем невольную дань поэтическому гению создавшего его народа. Нарты-это миф,насыщенный жизнью и историей».

В богатом и разнообразном устном творчестве осетинского народа центральное и самое почетное место занимают нартские сказания . Нартсткий эпос в образной, подчас причудливо-фантастической форме отражает явления и отношения, с которыми сталкиваются люди в своей повседневной жизни. В нем яркое выражение получили лучшие умы и чувства, мечты и чаяния осетинского народа в прошлом.

Нартские сказания наряду с осетинским народом, в той или иной степени известны и многим другим кавказским народам, что свидетельствует об их высоких художественных достоинствах и глубоком идейном содержании.

Нартский эпос насчитывает большое количество сказаний, но хотелось бы остановиться на самом прекрасном и трогательном — «О похищении дочерью Домбеттра-Дзерассой золотого яблока Нартов».

Как нам известно, объектом мифологических построений могут стать самые обыденные предметы, на первый взгляд, поэтической возвышенности и одухотворенности.

Понятно, когда в строках мифа звенит булат, несется конь и блещет молния, и не вполне объяснимо, когда является обыкновенное яблоко. А, что самое интересное, исторически с ним поразительно много ассоциируется в общественном сознании. Именно с яблоком связанно грехопадение рода человеческого, изгнание из рая первых людей, как о том повествует Библия в книге Бытия. При этом яблоко оказывается в центре фундаментальной нравственной проблемы познания добра и зла.

Мотив похищения яблока относится к космологическим и космогоническим мотивам, так как является реализацией мирового сюжета «о создании мира птицей» (например, Финно-Угорская мифология). Птица ныряет на дно мирового океана, достает со дна ил и лепит первую землю. Это миф первотворения земли.

В осетинской мифологии эта твердь земли уже есть и на ней растет дерево-яблоня, обозначающее вертикаль. Яблоко не случайно крадется Дзерассой — девушкой-птицей, которая уже когда-то создала землю.

Дзерасса — дочь владыки водной стихии-Донбеттра. Она необычайно красива и о ее красоте в эпосе говорится:»Лежит в постели девушка, волнами падают на пол ее золотые волосы. Солнце смеется на ее лице, луны блестят на ее груди».

Превратившись в голубку, Дзерасса оказывается в Нартском саду. Яркими красками описывается он в сказании:»Яблоня росла в саду нартов, небесной лазурью сияли цветы ее, но за день только одно яблоко созревало на ней. Золотое было то яблоко и подобно огню сверкало оно. Живительной силой обладало то яблоко, исцеляло оно людей от всякой болезни и любые раны залечивало, но только от смерти не спасало». Но не смотря на красоту описания и чудесные силы, в сказании яблоку отведена трагическая роль.

Нартский эпос — это показатель того, что в осетинском народе никогда не угасали искры народного творчества. Он,бережно храня свои драгоценные сказания о нартах, передавал их из поколения в поколение и пронес через века.

ДЗЕРА АЙЛАРОВА, 1-й курс факультета журналистики СОГУ имени Хетагурова