«Дети Солнца»

Жорж Дюмезиль верит в глубокую историческую информативность нартского эпоса осетин: «Преемственность фольклорных традиций осетин выдержала такое испытание временем, равного которому я не знаю»,- пишет он.

Эта оценка расходится с утверждением Л. И Лаврова о том, что фольклор способен сохранять память о событиях и исторических деятелях — не дольше 300 лет.

В современной науке существует два наиболее аргументированных объяснения термина «Нарты».

В. И Абаев считает, что он происходит от монгольского «Нара»-солнце с добавлением осетинского показателя множественности «та», и интерпретирует его как «дети солнца». Слово Нар(а), по В. И. Абаеву, «можно рассматривать как монголо-булгаро-аланскую изоглоссу.»

Согласно другой версии, термин «Нарт» имеет своей основой древнеиранское «Нар», в значении «мужчина», «отважный воин».

У разных ученых — разные версии о происхождении нартов. Например, У. Долгат считает, что в нартах нет первостепенных солнечных героев. Однако в осетинской версии нартов есть первостепенные солнечные герои: это — дочь солнца, это — Сослан, и все солнечные предметы, т.е., круг, колесо Бальцага, Сослан, рожденный на рассвете, и умирающий на закате…

Нартский эпос — эпос всего Кавказа, но каждая нация считает его только своим, но только в осетинских нартах наиболее ярко выражены солнечные герои.

Алина Челохсаева, 2 курс журфака СОГУ им.Хетагурова
Спецкурс: Нартский эпос осетин
Научный руководитель — Диана Сокаева