Уацилла

В числе популярнейших осетинских божеств — Уацилла, покровитель хлебных злаков. Его имя состоит из двух компонентов — древнеиранского Уац и Илла, что означает святой Илья. Имя вошло в осетинский язык после принятия аланами христианства. Но Уацилла был богом плодородия у наших предков еще в дохристианские времена. Божество связывают со святилищем Тбау-Уацилла, расположенным на горе Тбау в Даргавском ущелье Северной Осетии. Судя по всему, это святилище — одно из самых древних на территории Осетии, возникшее еще в эпоху алан, у которых было развито земледелие именно в предгорьях Северного Кавказа.

Праздник Тбау-Уацилла проходил летом перед началом сенокоса и отмечался с большим торжеством жителями ущелий Даргавского и Куртатинского, хотя он широко отмечался по всей Осетии, и в других местах были дзуары, посвященные Уацилла. «В этот день в каждом доме приносили в жертву барана и устраивали у самой священной горы большой общественный пир, на котором присутствовали и женщины. Перед этим резали вола и несколько баранов, купленных за счет общества, приготовляли много пива. Во всем самое активное участие принимал дзуарылаег (жрец), совершавший ряд магических действий, связанных с земледелием…он три дня омывался в молоке, затем облачался в белое одеяние и, взяв посуду с пивом, отправлялся к святилищу…здесь он проливал пиво в священную чащу и ставил ее на ночь на горе, оставаясь тут же спать. По мнению горцев, в эту ночь Уацилла спускался с неба и опрокидывал чашу» ( Людвиг Чибиров).

По чаше с пивом, ежегодно меняемой в день праздника, священнослужитель предсказывал судьбу урожая. Пиво, пролившееся через край чаши, сулило богатый урожай. В этот праздник у святилища на Тбау-хох в честь Уацилла втыкали культовый шест с белой шкурой козла или барана, осетинский шест аевгъил означал связь с небом. Ведь Уацилла еще и громовое божество. Обращаясь к святому, патрону горы Тбау, наши предки, конечно же, в первую очередь просили благополучия и богатого урожая: « О,Уацилла! Да будет нам благодать твоя! Честь твоему величию! Вознагради нас таким счастьем, чтобы мы всегда могли почитать тебя, Уацилла! Как хлебопашцы, мы молим тебя, чтобы год был удачным, чтобы мы могли прокормить себя плодами собственных усилий. Уацилла! Соблаговоли, чтобы мы были довольны твоим хлебом, всем тем, что нам отпускаешь».

Божество хлебных злаков и урожая имело для осетин первостепенное значение. И это неслучайно. В нем наши предки видели хозяина неба, которому подвластны такие проявления природной стихии как гром и молния, град и ливни. У него осетины просили защиты своих урожаев и во время продолжительной непогоды и во время засухи. По словам Людвига Чибирова, будучи святым, распоряжающимся дождевыми тучами, он оказывал содействие не только урожаю хлебов, но и домашнему скоту. Благополучие которого зависело от произрастания травы. Уацилла, дарующий хлеб (хордаеттаег) пользовался у наших предков невероятным почтением. Они считали его щедрым и великодушным. В дни праздника Уацилла объявлялось перемирие.

Хотя в нартском эпосе осетин он громовержец, и когда бьет своего коня плетью, то «громы грохочут над миром и небесные молнии отбрасывают копье его». Молнией Уацилла поражал прогневившего его. Вот почему над убитым молнией наши предки совершали магический обряд. И вот как он выглядел по описанию Всеволода Миллера: «Если кто-нибудь поражен громом насмерть, — осетины говорят, что Уацилла ударил его пулею (фат-собственно стрелою), и ищут ее в земле около того места. Затем родственники и одноаульцы убитого собираются вокруг трупа и пляшут, женщины делают жесты и произносят слова, как при обрядовом оплакивании, но плакать не смеют из боязни рассердить Уацилла, взявшего к себе покойника. Убитый молнией считается прогневившим Уацилла и потому не может быть погребен на общем кладбище». Погибшего не оплакивали, а исполняли песню «Цоппай»:

Цоппай-цоппай, убитого молнией цоппай,
Цоппай-цоппай, изобилия цоппай,
Цоппай-цоппай, ради Бога.
Цоппай-цоппай, ради святого.

По традиции с божеством плодородия Уацилла наши предки связывали надежды на хорошую погоду, богатый урожай и радостную жизнь. И пели об этом даже в такой песне, как «Цоппай», исполнявшейся в трагический момент.
Фатима Найфонова
На фото: фрагмент картины осетинского художника Мадины Темиряевой «Поле»