Балсаг — повелитель огненного колеса

Балсаг в осетинской мифологии божество — повелитель всесокрушающего огненного колеса. Из осетинских святых он ближе всего стоит к Богу Солнца. Известно, что солнце — любимый предмет народного творчества осетин, и оно нередко представляется в образе прекрасной девушки — дочери Бога. Осетины были уверены, что солнце воплощает в себе два начала: доброе и злое. Именно по указанию Солнца были убиты герои нартского эпоса Сослан и Батраз. Но Cолнце для наших предков — это так же источник жизни, тепла и света.

Неслучайно и в нартском эпосе осетин — оно одно из главных персонажей. Нарты считали себя детьми солнца и поддерживали с ним дружеские и родственные отношения. Сестре нарта Уархага Солнце подарило бусинку из белого камня, на дочерях Солнца Ацырухс и Хорческе женаты нарты. Одна из его безымянных дочерей — названная сестра нарта Батрадза.

Но наиболее яркое выражение культа Солнца — в образе карающего Колеса Балсага — можно найти в нартском эпосе, в сюжетах сослановского цикла. И по верному замечанию Жоржа Дюмезилея, «его цикл единственный в кругу нартовских сказаний дает целый ряд сюжетов — и притом сюжетов основных, — в которых солнечный характер героя выступает вполне прозрачно».

Это — рождение Сослана из камня, его женитьба на Ацырух — дочери солнца, победы над врагами, которые он одерживает к полудню (это пик солнечной активности). История борьбы Сослана с Мукарой напоминает широко распространенный миф о похищении солнца, на спине Сослана изображено солнце. И, наконец, его смерть от Колеса Балсага. «Здесь, — по словам В.Абаева, — мы имеем дело с солнечным божеством и само колесо есть символ солнца. Подтверждается это и тем, что в практикуемых у многих народов обрядах в праздник равноденствия или солнцеворота колесо фигурирует как небесный символ солнца».

По одной из версий, Колесо Балсага на Сослана было направлено по просьбе дочери солнца Ацырухс, оскорбленной им. По приказу Бога-Солнца, Балсаг отправляет колесо, дабы покарать дерзкого нарта. Огненный круг, сброшенный с неба, нанес удары Сослану в грудь и в лоб, но не смог его сокрушить. Напротив, уже Колесо, получившее отпор, вынуждено было спасаться бегством. Но его отступление, по просьбе Сослана, остановил хмель, обвившийся вокруг оси. Сослан стрелой выбил у Колеса Балсага две спицы. Колесо попросило пощады и Сослан отпустил его с миром.

Посланец Балсага, возвращаясь на небо, подумывает даже об убийстве своего хозяина, но на пути ему встречается Сырдон, принявший облик старика. Он советует Колесу обратиться за помощью к небесному кузнецу Курдалагону, который и вставляет ему булатные спицы. По наущению Сырдона, Балсагово Колесо уже знает, куда нанести Сослану смертоносные удары, оно внезапно нападает на нарта, отдыхавшего после охоты, и перебивает его уязвимые колени. Известно, что во время закалки Сослана в волчьем молоке, корыто, в котором он лежал, при помощи козней Сырдона укоротилось, а потому он вынужден был приподнять колени, которые остались незакаленными. Они и стали причиной его гибели.

Картина смерти Сослана — одна из самых трогательных в нартском эпосе. К умирающему герою сбегаются звери и слетаются птицы. Сослан сердечно беседует с ними и напоследок предлагает хищникам отведать его мяса, но ворон и волк благородно отказываются от этого угощения. Печальную весть о гибели Сослана нартам принесла ласточка.

Умирающий Сослан попросил, чтобы его положили в склеп с отверстиями на восток, на верх, и на запад. Чтобы даже после его смерти Солнце заглядывало к нему на рассвете, в полдень и на закате. Знаменитый любимец нартов, отважный Сослан, выступает в эпосе еще и как древнейший земледелец. С его именем в сказаниях связано появление у нартов плуга и зерновых злаков. Вот и осетины в честь Сослана, в частности, в Дигории устраивали праздник Сослани кувд, с молитвами и жертвоприношениями. Пир проходил недалеко от селения Мацута, по преданию здесь находится могила Сослана. Наши предки просили его о хорошей погоде. Отсюда и дигорское название радуги — Сослани аендурае.

«В осетинских нартовских сказаниях в изголовье и у ног погребенного Сослана врыли две половины убившего его колеса, символизирующее солнце, что сопоставимо, — как отмечает Алан Туаллагов, — с разломанными колесницами при захоронении скифов и сарматов и сообщением Геродота об укреплении чучел коней на двух половинах колеса при погребении скифских царей».

Это еще раз подчеркивает связь наших предков — создателей эпоса — с древним скифским миром, а популярнейшего героя нартов — Сослана — с солнечным культом. Ведь солнечному герою суждено было принять смерть от символа Солнца — Балсагова Колеса!
Фатима Найфонова