Три следа в покушении на Анкваба

Силовые структуры Республики Абхазия в среду были переведены в усиленный режим работы. По всей территории страны объявлен план «Перехват», усилены посты абхазской милиции, осуществляется досмотр автотранспорта на предмет обнаружения оружия, боеприпасов. Такие меры приняты по причине совершенного утром покушения на президента Александра Анкваба.
По информации абхазского МВД, приблизительно в 8.30 мск. на выезде из города Гудаута (автотрасса Гудаута — Сухум) в районе бывшего санатория «Строитель», в момент проезда президентского кортежа взорвался заложенный на обочине дороги фугас. Затем кортеж главы государства попал под плотный огонь — выстрелы производились с возвышенности из гранатомета «Муха» и нескольких пулеметов.
Сотрудники охраны Александра Анкваба открыли ответный огонь. Водителю автомашины президента удалось проскочить линию обстрела, и глава государства не пострадал, но снаряд попал в машину сопровождения. В результате, двое охранников получили тяжелые ранения. Один из офицеров охраны скончался по дороге в Гудаутскую больницу.
Отметим, что это уже шестое покушение на Анкваба. В феврале 2005 года был открыт огонь по его эскорту на трассе Сухум — Гудаута, когда Анкваб возвращался с работы. Ровно через месяц было совершено аналогичное повторное нападение на трассе Сухум-Гудаута. В конце июня 2007 года Анкваб стал мишенью взорванного фугаса, замаскированного у шоссе и управляемого дистанционно. Девятого июля того же года в районе села Лыхны Гудаутского района его джип был обстрелян из гранатомета, в результате чего Анкваб получил легкую контузию и несколько осколочных ранений в спину. В ночь с 22 на 23 сентября 2010 года в Гудаутском районе дом Анкваба был обстрелян из гранатомета, сам он получил легкие ранения. При этом ни одно из покушений не было раскрыто.
Теперь, когда террористы покушались на Александра Анкваба, как на главу государства, расследование получило более серьезные масштабы. Создана межведомственная следственно-оперативная группа, в составе которой следователи Генпрокуратуры, Службы госбезопасности, а также оперативные сотрудники МВД и СГБ. На месте происшествия работает следственно-оперативная группа с привлечением криминалистов, саперов и кинологов, экспертов-баллистиков. Ход расследования контролируют министр внутренних дел и генеральный прокурор республики.
Свою поддержку абхазскому коллеге высказал в телефонном разговоре президент России Дмитрий Медведев. Он также предложил помощь России в расследовании попытки покушения.
Генеральная прокуратура Абхазии уже возбудила уголовное дело по факту покушения на жизнь президента, но официальные версии преступления пока не озвучиваются. Тем не менее, можно предположить, что их может быть несколько.
Первая, самая простая, так называемый «грузинский след». С одной стороны, тбилисский режим может спланировать и осуществить покушение на лидера «сепаратистской» власти. Но с другой — вряд ли официальный Тбилиси заинтересован сейчас расшатывать ситуацию в республике такими методами: в Грузии хватает и своих проблем. Кроме того, всегда нужно принимать во внимание и политические последствия подобных действий.
Вторая версия может быть связана с намеченными на март парламентскими выборами в Абхазии. Но Александр Анкваб намного опередил обоих своих соперников на выборах в августе 2011 года, набрав 54,86% голосов избирателей. Работа нового руководства за полгода не разочаровала народ и оппозицию. А абхазская институциональность достаточно развита, поэтому вопрос о том, станет ли оппозиция противовесом новому президенту, или же ей предстоит остаться на периферии политической жизни страны не стоит настолько остро, чтобы оппозиционные силы могли решиться на крайние меры в отношении главы государства.
Тогда возникает самая сложная версия — «криминальный след». Как отметил в беседе с «Росбалтом» сопредседатель Российского конгресса народов Кавказа, доктор юридических наук, профессор Тарас Шамба, «скорее всего, в мотивах покушения кроется криминальная составляющая». По его словам, «к сожалению, криминал выходит на первый план», тем более, что, предположительно, мотивы предыдущих покушений были теми же.
Отметим, что в 1975-1981 годах Александр Анкваб работал в Министерстве юстиции Абхазской АССР, начальником Гудаутского районного отдела внутренних дел. В 1992-1993 годы он занимал должность министра внутренних дел республики Абхазия в правительстве Владислава Ардзинбы. В республике Анкваб имеет репутацию не только жесткого политика, но и бескомпромиссного борца с коррупцией, неукоснительного поборника законности.
Вместе с тем, как отметил Тарас Шамба, в республике «настолько все запутано и переплетено, что разделить, где политическая составляющая, где криминальная — очень сложно».
Дополнительным аргументом в пользу такого суждения может служить и то обстоятельство, что ни одно из пяти предыдущих покушений на Анкваба так и не было раскрыто. Хотя, казалось бы, в маленькой республике с населением в двести сорок тысяч человек, имеющих к тому же высокую степень гражданской активности, найти заказчиков, организаторов и исполнителей таких резонансных преступлений — дело нескольких дней.
«Все все знают, все про всех говорят, ходит много слухов, но когда нет политической воли и желания заниматься этим, — продолжает Шамба, — ничего так и не происходит». «Правда, чем тяжелее преступление, тем больше в нем всяких завязок и комбинаций», — утверждает собеседник «Росбалта».
К слову, в период 1994-2000 годов Александр Анкваб проживал в Москве, занимался бизнесом, общественно-политической деятельностью и широкой благотворительностью.

http://www.rosbalt.ru/main/2012/02/22/949205.html