Эксперт: В России наступил момент, когда «людям надоело» отсутствие уважения

По классификации Transparency International, Россия занимает 143-е из 182 мест в мире по уровню коррупции. Как рассказала Ouest-France директор российского представительства организации Елена Панфилова, наступил момент, когда «людям надоело» отсутствие демократии и уважения, а также коррупция, охватывающая все сферы жизни.

«В 1990-е люди боролись за выживание, в 2000-е — за комфорт, теперь мы присутствуем при рождении гражданского общества», — отметила она.

«С 2007-2008 годов наблюдается активизация благотворительного движения. Люди осознали, что они могут делать что-то вместе там, где от правительства ответа не дождаться. В начале декабря они вышли на митинги, потому что были потрясены масштабами фальсификации результатов. Новостью стало то, что это движение не «против» чего-то, а «за»: за демократию, за лучшее качество жизни, за сохранение природы», — приводит слова Панфиловой InoPressa.

«Наша коррупция не такая же, как в Западной Европе, она в какой-то степени уникальна. Мы перешли от коллективистской системы к вымогательской параллельно с разрушением государства. Жертве вымогательства некуда обратиться, а молодые предприниматели теперь боятся добиться успеха и увидеть, как у них отнимут бизнес. То, что произошло с Ходорковским и ЮКОСом, стало повсеместным явлением», — считает эксперт.

По словам Панфиловой, в советские времена коррупция была, но при этом милиционеров уважали. Сейчас полиции люди боятся больше, чем бандитов, потому что у нее есть лицензия на насилие, и неравенство сил гораздо больше.

«Эта система была создана с приходом Путина к власти. У него было три приоритета: остановить олигархов, добиться мира в Чечне и остановить насилие, связанное с оргпреступностью. Я думаю, что было неписаное соглашение с бюрократией: я не могу вам платить, поэтому вы урегулируйте эти проблемы, а я закрою глаза на все ваши злоупотребления, приносящие прибыль, — рассказала Елена Панфилова французскому изданию. — Ирония в том, что он расправился с олигархами, но появились новые олигархи. Замирил, так сказать, Чечню, но появился Дагестан. Блокировали банды, но появился новый тип преступности среди госструктур, имеющих по закону право на применение насилия».

«Протест, который мы видим, — осознание этого отклонения. Я верю в эволюцию российского общества, это осознание уже не остановить. Перемены будут медленными, шаг вперед и два назад, но невозможно помешать людям верить в такие ценности, как уважение и честность. Главное отличие от движений начала 2000-х в том, что оно идет снизу», — подчеркнула Панфилова.
Росбалт